Значение ЭСТОНИЯ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Словаре Кольера

Что такое ЭСТОНИЯ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

К статье ЭСТОНИЯ: КУЛЬТУРА

Первой вехой в эстонской литературе стало издание в 1857-1861 Ф.Крейцвальдом национального эпоса Калевипоэг (Сын Калева). Выдающимся жанром стала поэзия, которую представляли Л.Койдула-Янсен, А.Рейнвальд, М.Веске, а также М.Ундер и Б.Альвер. В начале 20 в. поэт Г.Суйтс руководил культурным движением "Молодая Эстония". В советский период поэзия играла особенно важную роль (поэты П.-Э.Руммо и Я.Каплинский), т.к. меньше подвергалась цензуре. В прозе 20 в. самым большим достижением является Правда и справедливость А.Таммсааре (написана в 1926-1933) - пятитомный эпический роман об эстонской жизни с 1870-х по 1920-е годы. Самый известный эстонский писатель - Я.Кросс, исторические романы которого раскрывают нравственные проблемы эстонского общества. В эпоху гласности большое внимание стало уделяться судьбам депортированных эстонцев. В драматургии 1960-х годов особое значение имел театр абсурда, в частности пьеса Игра Золушки П.-Э.Руммо.

Фольклор играет важную роль в новой эстонской культуре. В конце 19 в. большая часть устного фольклора была опубликована, в начале 20 в. начались его научное исследование и анализ. Фольклорные темы вдохновляли эстонских деятелей культуры во всех областях, включая литературу, живопись, скульптуру и музыку.

Первые мастера изобразительных искусств в Эстонии, такие как художник Й.Кёлер и скульптор А.Вейценберг, в конце 19 в. учились за границей. Профессиональное обучение искусству стало доступным в Эстонии после основания художественной школы "Паллас" в Тарту в 1919. Коммунистическая партия пыталась контролировать художественное творчество, но к 1960-м годам эстонским графикам, таким как Т.Винт, В.Толли и М.Лейс, удалось переступить границы официальной идеологии, и они получили признание за пределами Советского Союза.

Эстонская традиция праздников песни, представляющих собой регулярно проводимые хоровые сборы из всех районов страны для выступлений в Тарту и Таллине, имела как культурное, так и политическое значение. С 1869 были проведены 22 национальных фестиваля народной песни; в последние десятилетия число выступающих достигало 30 тыс. человек, а вместе со слушателями и зрителями 200-300 тыс. Среди эстонских композиторов 20 в. наиболее известен Э.Тубин, которого можно сравнить с ведущими скандинавскими мастерами. В следующем поколении особенно талантлив А.Пярт. Всемирно известный дирижер Н.Ярви активно пропагандирует эстонскую музыку за рубежом.

Кольер. Словарь Кольера.