К статье СИРИЯ
Народное образование. Система школьных и высших учебных заведений находятся под контролем двух соответствующих министерств. Начальное образование бесплатное и обязательное. Все дети обязаны посещать шестилетнюю начальную школу. После ее окончания они могут поступать в среднюю школу, которая состоит из двух ступеней по три года обучения в каждой: подготовительной (неполной средней) и полной средней. Для зачисления в государственные средние школы обеих ступеней необходимо сдать вступительные экзамены, образование в этом случае тоже бесплатное.
Часть детей продолжает учебу в частных школах, финансируемых частично за счет иностранных грантов, и в действующих под эгидой ООН школах для детей палестинских беженцев. Учебники, программы и уровень преподавания в частном секторе контролируются министерством просвещения.
В стране действуют четыре университета: в Дамаске, Халебе, Латакии и Хомсе. Из них старейший и самый крупный - столичный, основанный в 1903 и насчитывавший (в середине 1990-х годов) 81 тыс. студентов. В Халебском университете, открытом в 1960, обучается ок. 60 тыс. человек. Меньше студенческие контингенты в Тишринском университете в Латакии и Бааском университете в Хомсе. Имеются также несколько учебных институтов технического профиля.
Музеи и археологические памятники. В Национальном музее Северной Сирии в Халебе собраны скульптуры, ювелирные изделия и домашняя утварь шумерского, хеттского, ассирийского и финикийского периодов. На средиземноморском побережье в районе Латакии находятся развалины финикийских городов-государств, наиболее известный из которых Рас-Шамра (Угарит), в котором найдены таблички с самым древним из известных алфавитов и из которого отправлялись торговые суда во многие области Средиземноморья.
Памятники эллинистической, римской и арабской культур собраны в столичном Национальном музее. С римским наследием можно познакомиться на театрализованных представлениях, которые проводятся каждое лето в рамках фестиваля в Бусре, на юге Сирии. На западе страны от этого периода сохранились дороги, каналы, плотины и акведуки, некоторые из них используются до настоящего времени. Из архитектурных памятников Дамаска особенно знамениты Большая мечеть Омейядов (построенная в 705-715). Дворец Азема (ныне Музей народного творчества), в котором демонстрируются предметы быта и одежды 18 в. и современные изделия ремесленников из различных районов страны.
Халеб в настоящее время превратился в торгово-промышленный центр, сохраняя при этом свой средневековый облик. Над городом возвышается цитадель, представляющая собой замечательный образец арабской военной архитектуры. Город окружен стенами. Дома выходят на улицы глухими стенами, но имеют внутренние дворики. Минареты городских мечетей (самая известная - мечеть Захарии) построены в различные исторические периоды. Древние крытые рынки (суки) впечатляют своими каменными сводами.
История сирийского христианства отразилась в замечательных церквях (особенно в Халебе) и усыпальницах. Один из греко-православных храмов к северу от Дамаска был сооружен римским императором Юстинианом, в нем хранится изображение Богоматери и Иисуса Христа, приписываемое св.Луке. От эпохи крестоносцев сохранились военные крепости, такие как Калъат-эль-Хусн (Крак-де-Шевалье), к западу от Хомса.
Литература и устное творчество. В стране сохраняются традиции устного творчества, распространенного в среде кочевников и крестьян. В племенах и деревнях проводятся конкурсы среди наиболее одаренных представителей по импровизационному слаганию стихов, а странствующие рассказчики оказываются желанными гостями в любом доме.
Период возрождения классического арабского образования начался в 19 в., когда американские и французские миссионеры приступили к изданию классической и современной литературы на арабском языке. Сирийцы, получившие западное образование в миссионерских школах, выступили создателями философии арабского национализма, а сирийский социализм формировался под сильным влиянием таких мыслителей, как Мишель Афляк, Салах-ад-дин Битар и Акрам Хаурани.
В современной сирийской литературе и журналистике широко представлены произведения на курдском и армянском языках.
Театр. Зародившее в стране в 1960-е годы театральное движение, привело к созданию Национального театра, в котором ставятся классические и современные произведения арабских и зарубежных авторов. Этот театр дал путевку в жизнь таким драматургам, как Мамдух Удван, Саадаллах Ваннус и др., в чьих пьесах, многие из которых переведены на европейские языки, отражены важнейшие социально-политические проблемы страны.
Средства массовой информации. Радиостанции находятся под контролем государства и служат целям пропаганды сирийского патриотизма. Часть населения слушает также "Голос Америки", "Би-Би-Си", ливанское и египетское радио. Радиовещание ведется почти на десятке языков.
В среде горожан среднего достатка популярно кино. В стране демонстрируются европейские и американские фильмы, но большинство сирийцев предпочитает египетские и индийские фильмы.
Праздники. Мусульмане совершают по пятницам обеденные молитвы и слушают проповеди в мечетях. Во время религиозных служб магазины закрываются, государственные учреждения не работают. По пятницам сирийцы ходят на рынок и проводят общественные мероприятия. У христиан выходным днем остается воскресенье. Важнейшими мусульманскими праздниками считаются рамадан и хаджж. Во время рамадана, который приходится на девятый месяц мусульманского лунного календаря, следует воздерживаться от приема пищи в светлое время суток. В конце месяца отмечается праздник разговения - ид аль-фитр (ураза-байрам), во время которого принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Хаджж (паломничество в Мекку), который мусульманам предписывается совершить хотя бы раз в жизни, приходится на двенадцатый месяц лунного календаря. По возвращении паломники отмечают праздник жертвоприношения - ид аль-адха (курбан-байрам), сопровождающийся пиршествами, весельем и ритуальным закланием овец.
Из светских общенациональных праздников в Сирии отмечаются: День независимости (8 марта), День создания Лиги арабских государств (22 марта), День мучеников (6 апреля) - в память о 21 руководителе борьбы арабов за независимость, которые были повешены османским губернатором Камаль-пашой, День эвакуации (17 апреля) - в ознаменование окончательного вывода французских войск, День траура (29 ноября) - в память передачи Францией Турции района Хатай с центром в городе Александретта (современный Искендерун).