Значение ЛУКА ЖИДЯТА в Православной энциклопедии Древо

ЛУКА ЖИДЯТА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Лука Жидята [1] (+ 1059 ), епископ Новгородский , святитель (местночт.)

Память 10 февраля (в Соборе Новгородских святителей ), 4 ноября .

Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником первого новгородского епископа, грека Иоакима .

Сведения о жизни и деятельности Луки Жидяты крайне скудны.

Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника - епископа Иоакима Корсунянина .

Год поставления его на епископскую кафедру точно неизвестен. По разным источникам указываются годы: 1030 , 1036 , 1037 .

14 сентября 1050 г. освятил Новгородский Софийский храм .

В 1055 г., оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом в заточение, где пробыл три года.

В 1059 г. оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода.

Скончался 15 октября 1059 г. (по Строеву - в 1060 г.). Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором .

22 марта 1558 г. обретены его мощи, перенесены архиеп. Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти.

Епископ Лука - первый по времени русский проповедник, живший в XI в. и представлявший собой замечательный образец пастыря. Это "самородный тип, боровшийся с византийским влиянием" и действовавший в "духе чисто русского просвещения".

В его слове, отличающимся изумительной простотой "жизнь бьет ключом".

Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом в 1030 г. школу.

Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги.

Еп. Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих.

Труды

Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Жидяты, известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях дает первоначальные наставления в истинах веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, еще мало проникнутая христианским учением. Проповеднику приходилось напоминать символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка нравов интересны в поучении указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др.

Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV-XVI вв., напечатано в I т. "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосв. Макария", ч. I, и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Ф. Буслаева (1861).

Литература

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской еп. Новгород, 1897, с. 6-7.

Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописаниям XV-XVII вв. СПб, 1913.

Петухов Е. В. Русская литература. Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего и нового периода. Юрьев, 1912, с. 5.

Евсеев И. Е. Поучение Луки Жидяты, архиеп. Новгородского (Памятники древне-рус. церк. литературы, проф. А. И. Попомарев. Спб, 1894, с. 7-24).

Тихомиров П. И. Кафедра Новгородских святителей, т. I. Новгород, 1891, с. 19-27.

Его же Сказание о Новгородской чудотв. иконе Знамения Божией Матери, 3-е изд. Новгород, 1902, с. 92.

Добромыслов В. Св. Лука Жидята, второй еп. Новгородский (Странник, 1865, октябрь, с. 1-32, ноябрь, с. 1-73).

Малышевский И. Евреи в южной Руси и в Киеве (Труды К. Д. А., 1878, III).

Диев М., прот. Поверка иерархических каталогов епархий Новгородской, Переяславской, Полоцкой, Ростовской и Тобольской (рукопись архива Св. Синода, № 1771, с. 19-22).

Эристов Словарь историч. о святых, с. 148.

М. Макарий И. Р. Ц., т. I, с. 123-126, 278-279.

Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской философии и археологии. СПб, 1910, с. 255-256.

Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб, 1906, с. 144-149.

Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода XI-XIII вв. Киев, 1901, с. 134-135.

Амвросий История Рос. Иерархии, т. I, с. 67, 68.

М. Платон Ист. Рус. народа, т. I, с. 262, 263.

Строев П., с. 33, 241, прим. 1.

Поторжинский М. История русской церковной проповеди. Киев, 1891, с. 59.

Толстой М. В. Святыни и древн. Великого Новгорода. М., 1862, с. 8, 35.

Его же Рассказы из И. Р. Ц., с. 16, прим. 6.

Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю русскую, т. I, 4-е изд. СПб, 1895, с. 72-75; СПб, 1901, с. 76-78.

Самбикин Д. Месяцеслов, вып. I, с. 97-98.

Голубинский, с. 157, 557.

Косолапов Месяцеслов, с. 80.

Булгаков, с. 1406.

Летопись Е. А., с. 361.

Святая Русь, № 180.

Обзор рус. дух. лит., с. 8, 9, № 11.

Истор. вестн., 1883, февраль, с. 478, 1895, май, с. 629, 1900, октябрь, с. 246, 250.

Рус. палом., 1893, № 26, с. 411, 1908, № 22, с. 347-348.

Прав. собес., 1858, февраль, с. 287.

Ж. М. П., 1945, № 1, с. 43.

БЭС, т. I, с. 886.

БЭЛ, т. V, с. 571.

ЭС, т. XI-а (кн. 22), с. 945.

РБС, т. X, с. 719.

Н. Д., с. 17.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5345

[1] Или Жирята

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.