Значение ДОСИФЕЙ (НОТАРА) в Православной энциклопедии Древо

ДОСИФЕЙ (НОТАРА)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Досифей II (Нотара) ( 1641 - 1707 ), патриарх Иерусалимский .

Родился 31 мая 1641 года подле Коринфа в семье Нотара возводившей свою родословную к Константинопольским Нотара. Патриарх Иерусалимский Паисий , также уроженец Пелопоннеса , был другом родителей Досифея и предложил устроить ему образование в Константинополе.

Учителем его стал знаменитый философ Иоанн Кариофил , который, несмотря на приверженность к некоторым еретическим воззрениям, образовал немало ведущих греческих богословов своего времени. В Константинополе Досифей освоил латынь и итальянский, турецкий и арабский языки.

Патриарх Паисий взял его к себе в услужение и молодой Досифей сопровождал патриарха в качестве секретаря во время поездки на Кавказ , присутствовал при смерти патриарха на о. Кастелоризо в 1660 году.

Наследник Паисия на патриаршем престоле, Нектарий , вскоре назначил Досифея своим представителем в Молдавии .

В 1668 году Досифей возведен в сан митрополита Кесарийского .

В 1669 году, когда патриарх Нектарий отрекся от престола и удалился на покой, на его место был избран Досифей. 23 января 1669 года, 27-летний Досифей взашел на престол Святоградской Церкви.

На протяжении своего предстоятельства Досифей неустанно прилагал усилия для распространения православного просвящения, основывая и поддерживая школы и типографии. Так, в 1680 году он на свои средства основал типографию в Яссах в Молдавии которая сделалась ведущим центром книгопечатания в православном мире. По просьбе патриарха Московского Иоакима Досифей отправил в Москву ученых братьев Лихудов усилиями которых была создана первая русская духовная академия в 1685 году.

Трудами патриарха Досифея было издано огромное количество святоотеческих писаний и работ позднейших богословов, таких как его предшественник Нектарий. Благодаря своевременному опубликованию, многое удалось спасти от утраты. Из своих собственных работ три трактата с опровержениями католичества , - Томос Каталлагис , Томос Агапис и Томос Харас , - были опубликованны прижизненно. Его величайшее произведение, История Иерусалимских Патриархов , вышла в 1715 году в Бухаресте , под редакцией его племянника и наследника Хрисанфа . По сути, История представляет из себя исследование всего исторического пути Православной Церкви и ставит патриарха Досифея в ряд виднейших церковных историков.

Во время правления патриарха Досифея борьба католиков за контроль над Иерусалимскими святынями разгорелась с новой силой. Патриарху путем создания нового органа управления делами Патриархата – «Совета Старейшин» - удалось поправить финансовое положение и оплатить долги, начать восстановление Вифлеемского храма, но больному вопросу о Святой Земле не суждено было утихнуть. В водовороте политических интриг Досифей пребывал сторонником России , был важным советником для русских царей.

Патриарх Досифей явился выдающимся защитником православия от инославных и иноверных нападок и влияний, боролся с унией в Трансильвании и заботился о восстановлении церквей в Грузии . Чувствуя необходимость четкого изложения веры и не удовлетворившись Православным Исповеданием Петра Могилы , в 1672 году Досифей обратился к патриарху Константинопольскому Дионисию IV за энцикликой которая могла бы слущить точным выражением веры. С помощью своих предшественников Парфения IV , Климента и Мефодия III Дионисий составил энциклику которая была зачитана и принята на поместном Вифлеемском Соборе 1672 года. После этого Дионисий подготовил её для публикации и выпустил в Яссах. Этот текст, широко известный как Исповедание Досифея или, в совокупности с другими документами, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере , приобрел большое значение в православном мире и до сих пор считается одним из символических текстов Церкви.

Добившийся столь многого за свой 39-летний срок предстоятельства в Иерусалимской Церкви, патриарх Досифей II (Нотара) почил 7 февраля 1707 года. Ревность за величие Православия, сильная воля, энергия, широкая образованность, талант политика и ученого, богослова и историка соединились в этом выдающемся патриархе, сделав его одной из самых выдающихся личностей Православного Востока в Османский период.

Литература

Runciman, Steven, The Great Church in Captivity ( Великая Церковь в Плену ), Cambridge: Cambridge University Press, 1968, p. 347-351.

Панченко, К. А., Османская Империя и Судьба Православия на Арабском Востоке (ХVI – начало XIX века) , Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, 1998, с. 88-91, 151.

Использованные материалы

Runciman, Steven, The Great Church in Captivity ( Великая Церковь в Плену ), Cambridge: Cambridge University Press, 1968, p. 347-351.

Панченко, К. А., Османская Империя и Судьба Православия на Арабском Востоке (ХVI – начало XIX века) , Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, 1998, с. 88-91, 151.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.