Значение ДИМИТРИЙ (ДОБРОСЕРДОВ) в Православной энциклопедии Древо

ДИМИТРИЙ (ДОБРОСЕРДОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий (Добросердов) ( 1864 - 1937 ), архиепископ Можайский , священномученик .

В миру Добросердов Иван Иванович.

Память 8 октября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .

Жизнеописание

Детство и юность

Родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника [1] .

В 1885 году - окончил Тамбовскую духовную семинарию и был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился.

Священник

6 мая 1889 года - рукоположен во священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.

Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети.

В 1894 году поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 1898 году со степенью кандидата богословия.

С 1898 года - законоучитель Московской 4-й гимназии [2] и священник гимназической церкви.

10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарём.

6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награждён наперсным крестом . В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество ». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведён в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле .

В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 году его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения . В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества .

Епископ

18 мая 1914 года хиротонисан во епископа Можайского , викария Московской епархии . Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе . Чин хиротонии совершали: Макарий , митрополит Московский; Алексий , архиепископ Тверской; Трифон , епископ Дмитровский; Анастасий , епископ Серпуховский; Модест , епископ Верейский; Нафанаил , епископ Архангельский и другие святители.

С 1916 года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве . Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.

С 1917 года состоял настоятелем Саввино-Сторожевского первоклассного необщежительного монастыря .

С 18 декабря 1920 года временно управляющий Бакинской епархией .

К 14 сентября 1921 года стал епископом Ставропольским . Обновленцы в 1922 году в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны. В том же 1921 году под натиском обновленцев владыка Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.

В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную войну с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь , расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея. Святитель Тихон предложил им на выбор трех архиереев. Побывав на их службах, делегаты предпочли епископа Димитрия.

С 23 сентября 1923 года - епископ Козловский , викарий Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда преосвященного Димитрия в город обновленцы принесли покаяние и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала. Иподиаконами у епископа были Николай Александрович Овчинников (будущий хирург, впоследствии священник, принявший незадолго до смерти монашество с именем Нектарий) и Сергей Сергеевич Утешев (будущий известный хирург). Позже они уехали в Москву и стали студентами-медиками. C ноября 1924 года стал служить Василий Евдокимов . Владыка Димитрий полюбил нового иподиакона, часто давал ему важные поручения и нередко делился с ним своими переживаниями по поводу происходящих в стране перемен и начавшихся гонений на Церковь. Чувствуя ответственность духовенства за это, епископ говорил своему иподиакону: "Вася, мы так много могли сделать и ничего не делали..."

Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал:

Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Епископ Димитрий очень хитро проводит политику назначения своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обращающемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать от группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе; конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве , коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия... которому... подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи , назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он ни при чем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности авторитет епископа Димитрия... А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится... срочный учет всего духовенства, принимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев... Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев...

Арест

Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ . Епископ демонстративно ходил в это заведение через весь Козлов в рясе и широкополой шляпе, опираясь на палку с рукояткой в виде крючка. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад , чтобы попрощаться с Александром Дмитриевичем Самариным , бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода , с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден.

Освобождение

Перед освобождением владыке во сне явилась Феодоровская икона Божией Матери . Выйдя на свободу, епископ отправился в храм свт. Николая на Маросейке и попросил иеромонаха Савву отслужить перед чудотворной Феодоровской иконой Богоматери благодарственный молебен .

В Козлов епископ вернулся под праздник Петра и Павла . Шли торжественные службы. Но владыка Димитрий пробыл в Козлове недолго.

22 июля 1925 года ночью после праздника Казанской иконы Божией Матери епископа арестовали и препроводили в Тамбов . В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы с требованием уехать в Москву. По дороге епископ остановился в Козлове и на Ильин день потихоньку отслужил в Ильинском храме литургию , а вечером уехал в Москву.

В 1925 году - [архи]епископ Донской [3] (?).

В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. Ему довелось сослужить митрополиту Петру (Полянскому) на его последней всенощной 6 декабря 1925 года в храме великомученицы Екатерины на Ордынке , где был престольный праздник. Митрополиту Петру, кроме епископа Димитрия, сослужил епископ Даниил Болховский . Пел знаменитый хор Чеснокова . Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках и в 1937 году был расстрелян.

В 1926 году владыка Димитрий служил в Москве (в храме Николы Мясницкого и других) и под Москвой. Иподиаконами у него были Николай Овчинников и Василий Евдокимов.

В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск . Перед отъездом епископ Димитрий пошел к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) , который, ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений, разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией .

В 1927 году - [архи]епископ Пятигорский .

Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом. Прибыв на место, епископ стал тайно управлять епархией. Через некоторое время в какой-то неспокойный момент он был вынужден сжечь указ митрополита Сергия о своем назначении. Месяца через два он отправил своему иподиакону Василию Евдокимову письмо с просьбой съездить в Нижний Новгород к митрополиту Сергию и получить от него дубликат указа. Иподиакон Василий Евдокимов исполнил это деликатное поручение и привез дубликат указа в Кисловодск епископу Димитрию. Иподиакон Василий поселился вблизи от епископа и устроился псаломщиком в соседнюю Никитинскую кладбищенскую церковь . Неподалеку находилась Пантелеимоновская церковь , где часто служил владыка Димитрий. В городе в то время остались только эти два православных храма. Собор был в руках обновленцев. Отцы благочинные признали своим правящим архиереем владыку Димитрия, и с их помощью он тайно управлял епархией. Приходилось соблюдать меры чрезвычайной осторожности. Никто из духовенства не смел являться к владыке - сначала надо было связаться с его иподиаконом Василием Евдокимовым и изложить ему свою просьбу или передать письмо. Он же был у владыки Димитрия секретарём, посыльным, келейником и проч. Если это было необходимо, Василий Евдокимов устраивал свидания архиерея с духовенством и мирянами. Но через некоторое время обстоятельства сложились так, что иподиакон Василий должен был покинуть владыку Димитрия и уехать в Москву.

С 13 января 1929 года по 13 мая 1932 года - [архи]епископ Костромской .

С 8 июля 1930 года по 26 августа был [архи]епископом Сталинградским .

14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа [4] .

13 мая 1932 года уволен на покой.

С 27 июня 1932 года - архиепископ Пятигорский .

2 октября 1932 года уволен на покой.

С 16 июня 1933 года - архиепископ Калужский .

С 23 марта 1934 года - архиепископ Можайский , викарий Московской епархии.

В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице , где и жил до ареста.

Арест и казнь

Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключён в Бутырскую тюрьму . Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.

Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить.

– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих заявляли о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство . Вы это подтверждаете? – спросил следователь. – Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, – ответил архиепископ. – Следствию известно о том, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда вам это известно? – Мне известно от митрополита Сергия (Страгородского) о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле его я ни от кого не слышал и таких слухов не распространял.

Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов) , игумен Пахомий (Туркевич) , диакон Иоанн Хренов , монах Варлаам (Ефимов) , инокиня Татьяна (Бесфамильная) , миряне Николай Рейн , Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич .

17 октября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила арестованных к расстрелу за "участие в контрреволюционной группировке и систематическую антисоветскую агитацию".

21 октября 1937 года архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татиана (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сотрудничал в журнале Голос Церкви .

Награды

наперсный крест (6 мая 1908 ).

крест на клобук (14 апреля 1932 ) [5] .

Труды

"Слово, сказанное 20 августа 1914 года в храме Христа Спасителя на торжественном молебне пред собором пожертвований", Приб. к “ЦВ” , 1914, № 35, 1555.

Литература

“Церк. Вед.” 1914, № 21, с. 256, № 22, с. 257, № 24, с. 272, 1916, № 50, с. 434.

“Приб. к “ЦВ” 1914, № 20, с. 932, № 21, с. 970, № 35, с. 1555.

“Изв. Каз. Еп.” 1904, № 40, с. 1244.

“ЖМП” 1932, № 7-8, с. 5, № 11-12, с. 4, 1934, № 20-21, с. 3.

“Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 20, 21.

ФПС I, № 57, с. 3, II, с. 1, IV, с. 3, V, № 68.

ФАМ I, № 91, с. 8.

Заметки и дополн. Е.М. № 69.

Regel’son: 1937 verhaftet.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_605

http://www.fond.ru/book/me3/m3-14.htm

База данных Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского богословского института:

http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans -

[1] По другим данным - 16 марта 1865 года. Там же: "в ФПС I ошибочно указан год рождения 1867 ". См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_605.

[2] Четвертая гимназия находилась у Покровских ворот, в особняке Разумовских.

[3] Это назначение упоминается только на ortho-rus.ru. Там же с этого момента вл. Димитрий упоминается архиепископом . По сведениям fond.ru - архиепископ с 1932 года.

[4] По ortho-rus.ru - награжден крестом на клобук.

[5] по данным ortho-rus.ru.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.