Значение БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Беседная икона Пресвятой Богородицы [1] или Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу

Празднование 14 августа в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы .

Описание

На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами [2] , с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм [3] . Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V – IX веках [4] . Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» [5] .

История

Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери . В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви , построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая . Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.

На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь .

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской [6] , а также как самостоятельный сюжет [7] . Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.

Литература

Башуцкий, А. П., Тихвинские монастыри , Санкт-Петербург, 1854.

Бередников, Я. И., Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого мужского монастыря , Тихвин, 1859.

Якобсон, А. Н., Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного монастыря с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе , Новгород, 1898.

Шведское разорение в Тихвине, 1613–1913 гг. , Санкт-Петербург, 1913.

Книжные центры Древней Руси, XI–XVI вв. , Санкт-Петербург, 1991.

Из новых поступлений ЦМиАР , Москва, 1995, № 10, 13.

Овчинников, А. Н., Символика христианского искусства , Москва, 1999.

Использованные материалы

Тарасова, Е. Н., «Беседная икона Божией Матери», Православная энциклопедия , т. IV:

http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=734

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4441.htm

[1] Называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием.

[2] Икона кон. XVII в., ГРМ.

[3] Икона XIX в., ГИМ.

[4] Солид императрицы Евдоксии , 437 – 453 гг.; фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме , 741 – 752 гг.; фреска подземной церкви святого Климента в Риме, VIII в.; икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в.; костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен.

[5] Цит. по: Смирнова, Э. С., Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в. , Москва, 1976, 245.

[6] Сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля ; 1560-х гг. из Дмитрова (ЦМиАР); XVI в. (ГИМ); 1680 г. из Калуги (ЦМиАР) и др.

[7] На иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ); 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ); кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах ) и др.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.