- герой романа Ф.К.Сологуба «Мелкий бес» (1892-1902). Ардальон Борисыч П., молодой человек с «румяным, обыкновенно равнодушным лицом» и «маленькими заплывшими глазами», существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит в сюжет с дилеммой гоголевского Подхшесина: жениться или не жениться? С женитьбой для него связана возможность получения «доходного места» и вообще материальный интерес (мотив многих персонажей Островского - Глумов, Бальзаминов). Среди претенденток на руку и сердце П. - три сестры приятеля Рутило-ва, но самая выгодная партия - Варвара, родственница П., с которой тот состоит в гражданском браке и которой покровительствует княгиня Волчанская, обещавшая после свадьбы устроить П. на место инспектора гимназий. По ходу действия эта княгиня настолько овладевает душой П., что он замечает ее присутствие в колоде игральных карт, не зная, правда, в какой именно та спряталась - в пиковой или в червонной даме. Тут обнаруживается еще один литературный прототип П. - пушкинский Германн. Связь с последним сохраняется до конца романа, когда П., преследуемый фантомом, Недотыкомкой, попадает в сумасшедший дом. Подобно тургеневскому Базарову, П. ставит выше любых эстетических потребностей утилитарные цели. «Всяким духам предпочитал он запах унавоженного поля, полезный, по его мнению, для здоровья». П. примеряет и другие литературные маски: то предстает в позе лермонтовского Демона, смотря на мир «мертвенными глазами, как некий демон, томящийся в мрачном одиночестве», а то выступает в роли Чичикова, делая визиты к важным городским особам, в которых легко узнать и Ноздрева, и Собакевича, и Манилова. Обширное собрание типов и образов, вместившееся в П., не лишает этого героя цельности. П. - парадоксальный пример литературного персонажа, откровенно компилятивного и на редкость органичного. Цельность этому герою придает «одна, но пламенная страсть» - доносительство. Он и сам доносчик, и жертва доноса - так, во всяком случае, себя воспринимает. Ему кажется, что еще со студенческих лет он состоит под тайным надзором полиции. «В каждом городе, - считает П., - есть тайный жандармский унтер-офицер. Он в штатском, иногда служит, или торгует, или там еще что делает, а ночью, когда все спят, наденет голубой мундир и шасть к жандармскому офицеру». Страх доноса, испытываемый П., беспричинен, его собственное доносительство беспочвенно, а вместе они доставляют герою Сологуба «неизъяснимое наслажденье», подобно тому, которое ощущает пушкинский Вальсингам, мысленно вглядываясь в бездну мрачную. В русской литературе XIX в. «мрачная бездна», «темное царство» обычно существуют у края жизни или на отдельных ограниченных территориях. В романе «русского Бодлера», как именовали Сологуба, это состояние всей жизни, являющей собой «овеществленный бред», населенной передоновыми, от которых распространяется сплошная «пере-доновщина». Герой романа продолжил жизнь за границами повествования. После первой публикации (1905) при очередном переиздании (с 1907 по 1913 таковых было семь) автор информировал читателей о дальнейшей судьбе П. Писатель сообщал, что умоповреждение П. оказалось временным и тот скоро выйдет из лечебницы. Потом до автора доходили слухи, что его герой поступил на службу в полицию. И наконец, П. снова появляется в другом романе Сологуба - в «Творимой легенде», - появляется вполне оправившимся и даже дослужившим до чина вице-губернатора. (лит. герои)
Значение слова ПЕРЕДОНОВ в Литературной энциклопедии
Что такое ПЕРЕДОНОВ
Литературная энциклопедия. 2012