Значение слова РЕНЬЯР в Литературной энциклопедии

РЕНЬЯР

Жан Франсуа [Jean Fran?ois Regnard, 1655—1709] — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера ( см .). Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на лит-ую работу как на развлечение. Р. привлек к себе внимание общества «Satire contre les maris» (Сатира на мужей, 1694), написанной в ответ на старческую «Сатиру на женщин» Буало ( см .). Но свое подлинное призвание Р. нашел в театре. Он начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра «Итальянской комедии» с масками commedia dell’arte ( см .). Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре «Французской комедии» пьеской «La s?r?nade» (Серенада, 1694). За «Серенадой» последовал «Le bal» (Бал, 1696) — одноактная буффонада в манере Скаррона ( см .). Постановка «Le joueur» (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое место среди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы «Le distrait» (Рассеянный, 1697), «D?mocrite amoureux» (Демокрит, 1700) и особенно маскарадная буффонная комедия «Les folies amoureuses» (Любовные безумства, 1704). Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта («Mostellaria») сюжет одноактного фарса «Le retour impr?vu» (Непредвиденное возвращение, 1700), а также «Les M?nechmes» (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. — «Le l?gataire universel» (Единственный наследник, 1708). В истории французской комедии Р. занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений ( см . « Комедия »), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое презрение к

634 семье, браку и мещанским добродетелям, «философия» наслаждения и безотчетного веселья. Все это — черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено немало и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских значительно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло формирование нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский писатель Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение также в его приверженности классической доктрине. Кроме комедий Р. оставил еще трагедию «Sapor», либретто оперы-балета «Le carnaval de Venise» [1699], автобиографический роман «La proven?ale» (изд. в 1731) и др. Библиография: I. Критического собр. сочин. Р. не существует. Наиболее полные издания его сочинений — Ribou, 5 vv., 1731; G. Garnier, 6 vv., 1789—1790; Lequien, 6 vv., 1820; Crapelet, 6 vv., 1822; Michiels, 2 vv., 1854; Менехмы, или Близнецы, перев. В. И. Лукина, СПБ, 1763; Задумчивой, переложенный на российские нравы В. Лукиным, СПБ, 1769; Игрок, б. г.; Нечаянное возвращение, Москва, 1779; Серенада, или Музыкант поневоле, перев. М. Окулова, М., 1788; Единственный наследник, перев. В. Лихачева, Петербург, 1904. II. Toldo P., ?tudes sur le th??tre de Regnard, «Revue d’histoire litt?raire de la France», 1903—1905; Guyot J., Le po?te J. Regnard en son chasteau de Grillon, 1907. III. Compaignon de March?ville M., Bibliographie et iconographie des u0153uvres de J. F. Regnard, 1877. С. Мокульский

Литературная энциклопедия.