Значение слова МОРЕАС в Литературной энциклопедии

МОРЕАС

Жан [Jean Mor?as, 1856—1910] — французский поэт. По происхождению грек. Род. в Афинах; с 1877 поселился в Париже. Примкнувший к символистам М. является представителем рантьерской буржуазии, испуганной перспективами распада капиталистического общества и стремившейся уйти из мира нарастающих социальных противоречий в мир внутренних переживаний и чувств. Упадочническим психологизмом проникнуты первые сборники М.: «Les Syrtes» [1884] и затем «Les Cantil?nes» [1886]. Его лирика, чуждая крайностей некоторых других символистов вроде Верлена, отличается некоторой сухостью и сдержанностью. Большой успех имел сборник М. «Le p?lerin passion?» [1890], к-рый как бы завершил развитие символизма, распавшегося к началу XX в. Не только поэт, но и теоретик символизма, Мореас выражает его эстетические принципы, составляет его лит-ый манифест. В 1891 М. отходит от символизма и создает новую лит-ую группу — «романскую школу» (?cole romane), пытающуюся возродить классические традиции, стремящуюся очистить французский язык от галльских элементов, оставляя только римские. К нему присоединяются Raymond de la Tailh?de, du Plessy, Ernest Reynaud, Charles Maurras и др. Для

500 всей этой группы Франция — наследница Рима. «Романская школа» отразила патриотически-шовинистические тенденции французской буржуазии, готовившейся к мировой войне. В свой последний, «романский» период М. стремится больше использовать античные мифы. Он признает своим образцом Ронсара ( см. ), находя, что в нем, как и в других поэтах «Плеяды» ( см. «Французская литература» ), нашла наиболее чистое выражение латинская ясность и простота. Из произведений М. следует еще отметить «Po?sies» [1886—1896], «Stance», начавшие печататься в 1899, — собрание небольших стихотворений в 2—3 строфы. В 1886 М. пишет вместе с Полем Аданом 2 романа: «Les demoiselles Goubert» и «Le th? chez Mirande», пародирующие натуралистический роман. Затем он печатает еще «Contes de la vieille France» — сборник рассказов [1909], «Esquisses et souvenirs» — сборник статей [1908], «Variations sur la vie et les livres» — два сборника статей, отразивших эволюцию М. от символизма к «романской школе», и драму «Iphyg?nie» [1908]. Библиография: I. ?euvres, vv. I—II, P., 1923—1926; Choix di po?mes, P., 1923 (дана библиография). На русск. яз. М. переводили: И. Тхоржевский («Tristia», СПБ, 1906; одно стих.), Аврелий («Весы», 1906; одна новелла); В. Брюсов (Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913; пять стих.). II. Брюсов В., «Русская мысль», М., 1910, V (некролог); Его же, Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913, стр. 267—268 (критико-биографический очерк); Gourmont Remy, de, Le Livre de Masques, P., 1923; Его же, Promenades litt?raires, 4-e s?rie, P., s. a.; Porch? F., Le?on de Mor?as, «Les Nouvelles Litt?raires», P., 1929, 6/II; Georgin R., Jean Mor?as, 1930. III. Martino P., Parnasse et symbolisme, Paris, 1925; Verhaeren E., Impressions, 3 s?rie, Paris, 1929. Е. Ш.

Литературная энциклопедия.