Значение слова ЛЕМОНЬЕ в Литературной энциклопедии

ЛЕМОНЬЕ

Камилл [Camille Lemonnier, 1844—1913] — бельгийский романист. Учился в Лувенском университете (которого не окончил), служил чиновником в гор. управлении в Брюсселе. 22 лет вышел в отставку, чтобы всецело отдаться лит-ой деятельности. В своих романах Лемонье отражает процесс превращения Бельгии в передовую капиталистическую страну, сопровождавшийся коренной ломкой привычного социально-экономического уклада. В романе «Последний барон» Лемонье показывает, как под натиском капитала разрушаются старые рыцарские замки (Hallali); в романе «Смерть» (La Mort) — как капитализм проникает в деревню и разрушает ее, порождая бредовую жажду обогащения; роман «Конец буржуа» (La fin des bourgeois, 1892) посвящен быту крупной буржуазии; в романе «Happe-Chair» воспроизведен быт рабочих, создающих богатства для своих хозяев, капиталистов, и вместе с тем обреченных на безысходную нужду и деградацию. Л. отрицательно относится к капиталистической действительности. Ему равно чужды и враждебны капиталистический город и капиталистическая деревня с ее расслоением крестьянства на зажиточное кулачество и бездомных бродяг («Самец»). Выход из создавшегося положения Л. видит в отрицании машинной, капиталистической цивилизации, в проповеди возвращения к неиспорченной

172 и здоровой природе (роман «Адам и Ева» — «Adam et ?ve», 1899), к ремесленному труду, который он идеализирует в романах «Au cu0153ur frais de la for?t» (В прохладных недрах леса, 1900) и «Comme va le ruisseau» (Как течет ручей, 1909). В этой апологии патриархального ремесла с особой отчетливостью раскрывается мелкобуржуазная природа Л., ощущающего гнет растущего капитализма и в отчаянии зовущего назад, к патриархальному ремеслу; Лемонье не видит иного выхода из противоречий современности. Эта же тема развита и в других его произведениях, напр. в «Ветрогоне» (Le vent dans les moulins, 1901), в котором Л. рисует молодого человека, приехавшего из города в деревню, мечтающего о социалистическом преобразовании общества, но мало-по-малу изменяющего своим планам и с радостью и увлечением отдающегося повседневному труду столяра. Идеализацию тихой, не охваченной капиталистической лихорадкой жизни провинции мы находим в последних романах Л. — «Le petit homme de Dieu» (Божий человек, 1903) и «La chanson du carillon» (Благовест, 1910). Л. — выдающийся представитель бельгийского реализма XIX века. Его называли «бельгийским Золя». Подобно последнему он видел в человеке продукт наследственности и среды, уделяя много места вопросам психопатологии. Так, в романе «В плену страсти» (L’homme en amour, 1897) Л. описывает патологическую любовную страсть молодого человека, изуродованного католической системой воспитания, обессилившей его волю и силу сопротивления. Роман «Одержимый» (Le poss?d?) раскрывает моральную опустошенность и тайную разнузданность официального судьи общественной нравственности. Психологии парижской «звезды», живущей любовью, посвящен роман Л. «Клодина Ламур» (Claudine Lamour, 1893). Той же проблеме любовных отношений в условиях капиталистического города посвящены и

173 другие его произведения: «La faute de madame Charvet» (Преступление мадам Шарве, 1895), «Une femme» (Путь женщины, 1898), новеллы «L’aum?ne d’amour» (Милостыня любви, 1897) и «La vie secr?te» (Тайная жизнь, 1898). — Проблему оздоровления человечества Л., как сказано выше, связывает с отказом от урбанистической и индустриальной культуры, с проповедью опрощения и возвращения к первобытной жизни и ее непосредственным эмоциям. — Критики называли Л. «художественной совестью» страны, строго судившей все возникающие явления в художественной и общественной жизни. — Л. написал более 50 тт. разных произведений, среди них большой труд, посвященный Бельгии («Belgique», 1888), в к-ром он дает картину состояния современной Бельгии и ряд монографий о Менье, Ропсе, Эмиле Клаусе и т. д. Он первый обнаружил талант Курбе, творчеству которого посвятил блестящий очерк, сразу обративший внимание и на критика и на художника. Последним произведением Л. были «Воспоминания писателя». Библиография: I. Когда я был мужчиной, Роман, перев. З. Журавской, М., 1909; Собр. сочин., под ред. В. Фриче, изд. «Звено», Москва, 1910; Избранные произведения, 2 тт., перев. и примеч. А. Н. Горлина, под ред. А. В. Амфитеатрова, П. — М., 1922; Веселое богомолье, Рассказы, перев. К. Жихаревой, Л., 1925; Конец буржуа, Роман, перев. Э. К. Бродерсен, Л., 1926; Один из многих, Рассказы, М., 1926; Конец Россанфоссов, Роман, перев. Н. Деген, М. — Л., 1927; Люди земли, Рассказы, перев. К. Жихаревой, М. — Л., 1927; Путь женщины, Роман, перев. З. Журавской, Харьков, 1927. II. Фриче В. М., Предисловие к «Рассказам» Лемонье, изд. «Магнит», 1909; Его же, Лемонье, ст. в «Энциклопедическом словаре Гранат», 1913; Barbey d’Aurevilly, Les critiques ou les juges, jug?s «Gil Blas», 23 novembre, 1888; Delmer L., L’art ? la cour d’assises, ?d. Savine, 1893; Mockel, С. Lemonnier et la Belgique, «Mercure de France», 1897, IV—V; Leblond M., Un ap?tre du panth?isme, «Revue naturaliste», 1900, V; Cille V., C. Lemonnier, «Le Soir», Bruxelles, 7 mars 1903; «Revue de Belgique», num?ro consacr? ? C. Lemonnier, 15 f?vr. 1903; «L’id?e libre», num?ro consacr? ? C. Lemonnier, 15 mars 1903; «Le Thyrse», num?ro consacr? ? C. Lemonnier, 8 mars 1903; «Wallonia», num?ro consacr? ? C. Lemonnier, 1903, 4; Bazalgette L., C. Lemonnier, ?d. Sansot, 1904; Des Ombiaux M., C. Lemonnier, ?d. Carrington, P., 1910; Его же, Premiers romanciers nationaux de Belgique, 1919; Liebrecht, Histoire de la litt?rature belge des origines ? nos jour, ?d. illustr?e, Bruxelles, 1924. III. Des Ombiaux M., Camille Lemonnier, monographie anecdotique et documentale avec une biblioiconographie, 1909. К. С.

Литературная энциклопедия.