учение о законстантной части стиха, т. е. о словах, расположенных после конечного стихового ударения. Такие слоги могут отсутствовать (акаталектика, мужское окончание) или наличествовать (гиперкаталектика) в том или ином числе: один лишний слог дает женское или хореическое окончание (?U), два — дактилическое (?UU), три — гипердактилическое, или пеоническое (?UUU); случаи 4, 5, 6, и т. д. слогов окончаний редки (пример в кн. Брюсова В., Опыты, М., 1918). Значение. К. в том, что, варьируя окончания строк, она дает возможность создавать своеобразные ритмические инерции, характеризующие и определенные строфы (см. «Строфика») и отдельные стиховые системы (напр. вольный стих, свободный стих или белый стих, где особенно распространена «игра» К., т. е. смена тех или иных сочетаний различных окончаний). В том случае, если определенное чередование окончаний закономерно проводится через все стихотворение, мы имеем урегулированную К., в противном случае — не урегулированную. Случаи, когда повторяющиеся окончания сопровождаются звуковыми повторами (см. «Повтор звуковой») , образуют рифму. В теориях стиха, оперирующих понятием стопы (см.) , к К. относят случаи соотношения последней стопы (а не ударения) со следующими за ней слогами: в этом случае помимо гиперкаталектики (т. е. лишних слогов) и акаталектики (т. е. отсутствия лишних слогов) различают еще и К. в узком смысле (усечение), т. е. потерю стопой заканчивающего ее безударного слога или слогов, так: «Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна...» (Пушкин) в первом случае дают акаталектику, а во втором — К., а строка: «Мой дядя самых честных правил...» — гиперкаталектику.