Значение слова ЗАХЕР-МАЗОХ в Литературной энциклопедии

Что такое ЗАХЕР-МАЗОХ

Леопольд, фон [Sacher-Masoch, 1836—1895] — немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З.-М. рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших писателей Австрии, редактировал также ряд журналов («Belletristische Bl?tter», «Auf der H?he»). Творчество З.-М. относится к периоду промышленного расцвета Австрии, когда интеллигенция, протестуя против капиталистического завоевания деревни, одновременно увлекается блеском и богатством буржуазии. Отсюда у этой группы интеллигенции [как напр. и у Гамерлинга (см.) ] известная идеализация деревни, но также и грубо-материалистические, эпикурейские тенденции, жажда наслаждения, отсюда и взгляды на чувственность и любовь как на цель человеческой жизни. У З.-М. это последнее воззрение нашло особенно благоприятную почву вследствие патологических его предрасположений: по мнению З.-М. радость любви заключается в том, что сильная, мужественная женщина мучает слабого и женственного мужчину. Эта тема встречается во всех его произведениях — в ранних менее, в поздних более ясно, и в конце концов приобретает специфически-патологический характер, выпадающий из области лит-ры (впоследствии немецкий психолог Крафт-Эбинг назвал эту болезнь мазохизмом). Уже в первом историческом романе З.-М. («Последний король мадьяров», 1866) главная героиня отличается своеобразным деспотическим характером; вполне отчетливо мазохизм выступает уже в романе «Разведенная женщина» [1870] и в многочисленных рассказах и романах из жизни австрийского и русского двора («Russische Hofgeschichten», 1886, «Wiener Hofgeschichten», 1885, 2 тт., и мн. др.). Но З.-М. вошел в историю лит-ры не только как выразитель «мазохизма»: он для немецкой лит-ры «открыл» народную жизнь восточной Европы и с полным правом заслужил

323 звание «национального поэта Галиции». Ярый противник дворянского строя Австрии [а также враг объединения Германии под властью Пруссии (З.-М. был добровольцем во время войны 1864 и написал антипрусскую пьесу «Стихи Фридриха Великого»)], З.-М. также резко обрушивается в своих галицийских рассказах и на господствующие дворянские круги своей родины. Еще мальчиком он запомнил на всю жизнь картины политического и экономического угнетения польскими помещиками галицийского крестьянства. Не будучи чуждым некоторой романтизации сельского быта, З.-М. тем не менее — последовательный реалист; он прекрасно знал положение, быт и нравы всех народностей Галиции и всегда подходил к каждой из них, как ученый: изучал ее язык, сказания, обычаи и нравы. В его новеллах и рассказах замечается влияние Тургенева. Лучшие новеллы из народной жизни входят в сборники «Galizische Geschichten» [1876], «Judengeschichten» (русск. перев., «Еврейские рассказы», М., 1899), «Граф Донский» [1864]. «Das Verm?chtnis Kains» (1870, русск. перев., «Завещание Каина», СПБ., 1888); особенно его «Der Don Juan von Kolomea» (Дон-Жуан из Коломеа) и «Venus im Pelz» (Венера в мехах) пользовались громадным успехом. Еврейские рассказы З.-М. проникнуты симпатией к низшим слоям еврейского населения Галиции и теплым юмором. В ряде романов З.-М. изображает общественно-политическую жизнь Австрии [в «Kaunitz» — Австрию XVIII в., в «Die Ideale unserer Zeit», 1876 (русск. перев., «Идеалы нашего времени», СПБ., 1890), дана жестокая критика аристократического строя Австрии и т. д.]. В последний период своего творчества З.-М. задался грандиозным планом серии новелл, которая должна была распадаться по темам на следующие отделы: любовь, собственность, государство, война, труд и смерть. Каждый отдел в свою очередь должен был состоять из шести новелл, из к-рых в пяти изображались заблуждения людей, а шестая указывала выход из положения. Если бы этот план был осуществлен, то мы имели бы самый обширный по замыслу сборник новелл в мире, где все явления человеческой жизни рассматривались бы под определенным углом зрения; написаны были только два первых отдела, от некоторых других сохранились лишь отрывки. Несмотря на свои несомненно социальные устремления, З.-М. в большинстве своих произведений выражает упадочнические настроения второй половины XIX в.; его эротически-патологические романы пользовались особенно большой популярностью в определенных общественных кругах Франции. Библиография: I. На русск. яз. перев. неоднократно, печатался как в журналах («Дело», 1877, II; «Век», 1883, II; 1885, IV; «Наблюдатель», 1883, II; 1887, IX; 1888, XII; и др.), так и отдельными изданиями. Кроме упомянутого: Черный кабинет, Повесть, СПБ., 1875; Галицийские рассказы, Гайдамак, Крестьянский суд, СПБ., 1876; Душегубка, Роман, СПБ., 1887; Ищут человека, Роман, СПБ., 1888; Общество врагов женщин, Роман, СПБ., 1888; Жестокие женщины, СПБ.,

324 1908; Демонические женщины. Теодора, Рыжие волосы и др. рассказы, СПБ., 1913, и др. II. Михайловский Н. К., Палка о двух концах, «Отеч. записки», 1877, VIII (и Собр. сочин., т. VI); Bentzon, Sacher-Masoch, sa vie et ses u0153uvres, «Revue des deux Mondes», 1875; Goldbaum W., Literarische Physiognomien, 1884; Schlichtegroll C. F., von, Sacher-Masoch und der Masochismus, 1901; Sacher-Masoch Vanda, von, Meine Lehensbeichte, 1906; Meyer R. M., L. v. Sacher-Masoch, 1907. Ф. Шиллер

Литературная энциклопедия.