Петр Иванович [1896—] — современный прозаик. Р. в бедной крестьянской семье Пензенской губ. Был пастухом, половым в трактире, писарем. С 1918 — член ВКП(б). Вел разнообразную партийную и общественную работу (секретарь укома, член уисполкома, зав. внешкольным отделом, ответственный секретарь Всероссийского общества крестьянских писателей и т. д.). З. выступил в лит-ре с серией миниатюр для детей. Обычный герой этих рассказов — энергичный и живой подросток из бедняцкой семьи, активно участвующий в трудовой жизни своего двора и общественных событиях села («Куделя», «Отцу на рубашку», «За дровами», «Прописали», «Пыль столбом», «Первый сноп», «Сочинительница»). Рассказы эти любопытны детальными описаниями тех или иных трудовых процессов деревенской жизни, но детские образы в них до неправдоподобия усложнены. Удачнее повести и романы З. Представители деревенской буржуазии, мелкобуржуазной интеллигенции, пролетариата не обращают на себя особого внимания писателя; в центре его творчества — образы беднейшего крестьянства. Стержневой образ творчества З. — в полном соответствии с фигурами его детских рассказов — упорный и настойчивый преобразователь деревни (Петька, Степан, Прасковья — «Лапти», Алексей, Ефимка — «Земля распятая»). На базе стремящейся к социализму крестьянской бедноты вырастает весь стиль З. Развертывание событий неизменно происходит на широком фоне деревенского быта. Лексика героев З. обусловлена их крестьянской сущностью (шеметом, напоследок, вдосталь, аль), сравнения неизменно берутся из производственной трудовой обстановки (как гладко выбитый ток; как пояс связывает сноп; как солома; как овца; как стреноженная лошадь). Замойский быстро растет к философскому осознанию действительности. В «Прутике» — лучшем своем рассказе — он последовательно развертывает собственнические тенденции индивидуалиста Куркина, доводит их до логического конца, художественно вскрывает философию мелкого собственничества. Если его повесть «Плотина» не лишена ученической неряшливости языка, а роман «Лапти» — срывов в композиции и схематизма психологической подачи
302 образов, то «Левин дол» утверждает его уже в качестве более зрелого художника. Библиография: I. Лебеда, Повести и рассказы, изд. «Моск. рабочий», М., 1928; Канитель, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., 1929; Лапти, Роман, изд. «Моск. рабочий», 1929; Земля распятая, Роман, М., 1930. II. Рецензии: Ларионов Н., «Октябрь», 1926, кн. IX; Его же, «На лит-ом посту», 1927, кн. VIII. А. Ревякин