Значение слова ВОЙНОВИЧ в Литературной энциклопедии

ВОЙНОВИЧ

[Vojnovi?, 1857—] — один из виднейших хорватских драматургов. Родился и вырос в Дубровнике, на берегу Адриатического моря. Свою лит-ую деятельность начал рядом новелл, сонетов и слабой психологической драмой («Psyche», 1889); уже в 1895 обратил на себя внимание не только в Сербии и Хорватии, но и за границей, сильной драмой «Ekvinocij» (Полночь) — из жизни далматских моряков. В дальнейшем творчество Войновича развивалось в соответствии с основной тенденцией всей югославской литературы 90-х и последующих годов — национализмом, проявлявшимся тогда в стремлении к независимости и объединению сербов и хорватов. Эта тенденция нашла свое преломление у В. главным образом через восприятие своеобразной культуры и традиции Дубровника, бывшего несколько веков то независимой, то автономной аристократической республикой и колыбелью хорватской культуры (см . « Дубровницкая литература » ) . Наиболее значительные драмы Войновича связаны с его «дубровницким периодом», начавшимся драматической поэмой (прологом) «Гундуличев сон» (Gunduli?ev san), романом «Ксанта» и упомянутой драмой «Ekvinocij», впервые поставленной в Загребе в 1895. Основным же произведением этого периода является его «Дубровницкая трилогия», состоящая из драм: «Allons, enfants» [1901], «Suton» [1900] и «Na taraci» (На террасе, 1902). В трилогии В. показано падение дубровницкой республики, упадок патрицианских родов, распад старого уклада жизни под влиянием новых экономических форм и измельчание нравов. Эти драмы проникнуты меланхолией и печалью по утраченному могуществу, по исчезнувшим традициям «героического индивидуализма», по вымершей «духовной» аристократии. Большинство героев трилогии — «аристократы, не смирившиеся перед временем» (Лисичар), которые не приемлют новой эпохи буржуазной демократии (сцена с марсельезой в драме «Allons, enfants»). Этот период творчества В. связан с влиянием Ибсена и д’Аннунцио (в дальнейшем — Метерлинка). От «Полночи» идет другая характерная для В. линия творчества — проблема материнства и материнской любви, отображенная также в драмах: 1. «Смерть матери Юговича» (Smrt majke Iugovi?a) (впервые поставлена в Белграде в 1906); в ней изображена

278 трагедия матери-спартанки, отдавшей государству девять своих сыновей. Это произведение, созданное Войновичем на основе обработки сербских народных песен, отличается трагическим пафосом, классической ясностью и захватывающим лиризмом. 2. «Воскрешение Лазаря» [1913] — с сильной националистической тенденцией; здесь инсценирован эпизод из эпохи восстания сербов в Македонии, и 3. «Императрикс. Мистерия острова Забвения» (Imperatrix. Misterija Ostrva Zaboravi). В этих трех драмах В. пытался символически отобразить страдание сербского народа под чужеземным игом и дать выражение сербско-хорватскому народному духу, что особенно проявилось в двух последних пьесах, написанных Войновичем в утрированно-символической манере. Такова же и его символическая драма «Маскарад под крышей» (Maskarate ispod kuplja), стоящая под знаком упадка драматического таланта В. Особняком стоит его пьеса «Дама с зонтиком» (Gospodja sa suncoketom, 1912), из венецианской великосветской жизни. В области драматического искусства для В. характерны его попытки выйти из рамок традиционных драматических форм. Так в «Ekvinocij» им после второй части вводится «интермеццо». «Смерть матери Юговича» построена на отдельных песнях, и сам автор называет ее «драматической поэмой». «Маскарад под крышей» написан в «новой форме драматического романа». В отдельных произведениях («Ekvinocij», «Дубровницкая трагедия», «Дама с зонтиком») В. достигает большого мастерства. Он находит интересный мотив, занятную интригу, искусно пользуется законом контраста и все время держит зрителя в напряжении. Вместе с тем он иногда злоупотребляет театральными эффектами. Отдельные его произведения переведены на немецкий, польский, чешский и венгерский яз. В настоящее время творчество Войновича интересно только с точки зрения культурно-исторической. Библиография: II. Пыпин А. и Спасович В., История славянских литератур, изд. 2-е, 2 тт., СПБ., 1879—1881; Lisi?ar M., Dubrova?ka trilogia, Vienac, 1903; Hudek Jan, Ivo Vojnovi?, Dubrovni?k? trilogije, ?vod. Sv?t. knig. 767—770, Pr., Wenzelides Arsen, Ivo Vojnovi? U?i?ki. Knjizevna studija, Sarajevo, 1917; Prohaska D., O pjesniku Slobode. Osijek, R. Ra?i?, 1918; Grabowcki T. St., ?mier? Dubrownika, «?wiat slowansky», IV, 2, S. 749; Prohaska D., Pregled savremene chrvatsko-srpske knjizevnosti, Zagreb, 1921; Wollman Frank, d-r, Srbo-chorvatsk? drama, Bratislava, 1924. Мих. Скачков

Литературная энциклопедия.