идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции
1920 - 30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София,
1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В.
Флоровского и П.П. Сувчинского. Историософская и геополитическая доктрина
евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский, Н.Н.
Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы,
задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как "Евразию", особый
срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На 1-м этапе
движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных
разработок однако затем евразийство все более приобретало политическую
окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской
революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся
левым крылом (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П. Святополк-Мирский
и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного
Политического Управления (Н.Н. Ланговой, С.Я. Эфрон и др.), вызывала протест
другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20 - 30-х гг.
евразийство пошло на убыль.