(1891 - 1940), русский писатель. В романе "Белая
гвардия" (1925 - 27), пьесах "Дни Турбиных" (поставлена в 1926), "Бег" (1926 -
28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской войны,
судеб белого движения и эмиграции показывает поэзию и трагическую
обреченность уходящего мира. В сатирических фантастических повестях "Роковые
яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубликованы в 1987) - утверждение
этической ответственности интеллигенции за последствия социального
экспериментаторства. В "Театральном романе" (не окончен, 1936 - 37,
опубликован в 1965) - ироническая парафраза истории МХАТа 1920-х гг. В романе
"Мастер и Маргарита" (1929 - 40, опубликован в 1966 - 67) - идея вечного
противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла,
воплощенная в двух временных планах: в гротескно изображенной современности
(с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.