Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, - 26.11.1942, Саратов], советский музыковед, пианист и композитор, доктор искусствоведения (1941). В 1903 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева, классу фортепиано у Н. Е. Шишкина. Выступал как пианист. Один из основателей и педагог (по классу фортепиано, 1906-16) Народной консерватории в Москве. В 1916-21 профессор Киевской консерватории по классам композиции и фортепиано. В 1918 по инициативе Я. в Киеве была организована Народная консерватория. В 1921-1930 преподаватель и заведующий учебной частью 1-го Московского музыкального техникума. Одновременно работал в органах Наркомпроса РСФСР, сыграл важную роль в реформе советского музыкального образования. В 1938-42 профессор Московской консерватории.
Крупнейший музыкальный теоретик, Я. создал теорию ладового ритма , оказавшую значительное влияние на развитие музыкальной науки в СССР. Автор музыкальных произведений.
Соч.: Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908; Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, 2 изд., М., 1928; Основные элементы музыки, М., 1923; Конструкция мелодического процесса, в кн.: Структура мелодии, М., 1929; Сюиты Баха для клавира, М. - Л., 1947.
Лит.: Рыжкин И., Теория ладового ритма. (Б. Яворский), в кн.: Мазель Л., Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, в. 2, М. - Л., 1939; Протопопов С., Памяти Болеслава Леопольдовича Яворского, в кн.: Информационный сборник, в. 5-6, [М.], 1944; Цуккерман В., Кулаковский Л., Яворский-теоретик, 'Советская музыка', 1957, | 12; Б. Яворский, т. 1 - Статьи, воспоминания, переписка, М., 1972.