Значение ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

эволюция (англ. emergent - внезапно возникающий, от лат. emerge - появляюсь, возникаю), идеалистическая концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых высших качеств, обусловленный вмешательством идеальных сил. Зрелую форму Э. э. приобрела в работах С. Александера и английского биолога и философа К. Ллойда Моргана. Э. э. различает два типа изменений: количественные ('результанты'), определяемые алгебраическим сложением исходных качеств, и качественные ('эмердженты'), несводимые к исходным и не обусловленные какими-либо материальными изменениями. В соответствии с градацией 'эмерджентов' Э. э. предстает как учение об 'уровнях существования'. Число уровней Э. э . варьируется от трех (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь условия для возникновения высшего. Э. э. имеет телеологический и теологический характер, поскольку ее движущей силой признаются некоторые идеальные силы. Так, Александер видит движущую силу Э. э. в 'низусе' (лат. nisus - порыв, устремление) как стремлении к чему-то высшему и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских философов Э. э. получает материалистическое истолкование (Р. В. Селлерс, У. Монтегю, А. Лавджой): они усматривают в 'эмерджентности' выражение 'внутренней динамичности' природы. Однако абстрактное признание самодвижения природы не выводит их за пределы метафизической концепции развития.

Лит.: Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии XIX и XX вв., М., 1962, гл. 5, 8, заключ.; Морган Т. Г., Экспериментальные основы эволюции, М. - Л., 1936; Alexander S., Space, time and deity, v. 1-2, L., 1927; Morgan C. L., Emergent evolution, 2 ed., L., 1927; Le Boutillier C., Religious values in the philosophy of emergent evolution, N. Y., 1936.

А. С. Богомолов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.