в архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в период упадка больших художественных направлений.
Элементы Э. заметны, например, в позднем древнеримском искусстве (комбинация форм, заимствованных из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.). К Э. тяготели представители болонской школы , которые полагали, что могут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
Э. характерен для зодчества (особенно для оформления интерьеров) сер. и 2-й пол. 19 в., некритически использовавшего формы различных стилей (неоренессанс, неорококо и т.д.); однако архитектурный и оформительский Э. 19 в. с его 'вселенским' охватом архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на зарождение целостного в своей сущности, но питающегося из самых различных источников стиля 'модерн' .
Э. продолжал оставаться особенно типичным для салонного искусства . Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской художественной культуре середины 20 в. (в связи с распространением моды на 'ретроспективистские' стили художественного оформления, копирующие те или иные стилистические направления прошлого).
Лит.: Patetta L., L-architettura (dell-eclettismo. Fonti, teorie, modelli. 1750- 1900, Mil., 1975.