Значение ЧАПЛИН ЧАРЛЗ СПЕНСЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЧАПЛИН ЧАРЛЗ СПЕНСЕР

(Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889, Лондон, - 25.12.1977, Веве, Швейцария), американский режиссёр, актёр и сценарист. По происхождению англичанин; из семьи актёров мюзик-холла. Выступал с 8 лет, в 1907-12 в английской труппе пантомимы Ф. Карно выдвинулся как одарённый комедийный актёр. В американском кино дебютировал в 1914 в короткометражной кинокомедии 'Зарабатывая на жизнь' и в полнометражной картине 'Прерванный роман Тилли' (в советском прокате 'Молодая девушка'). Участие в короткометражных комических фильмах М. Сеннетта было для Ч. школой экранного комедийного мастерства. В 1914 Ч. начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал главным образом в собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и зачастую композитор. Ч. использовал приёмы гротеска и пародии, обращался к выразительным средствам пантомимы, народного театра, мюзик-холла, цирка. Активно искал черты своей (впоследствии ставшей знаменитой) маски бродяги Чарли, постепенно усиливая трагикомический характер этого образа. В фильмах 1915-18 ('Бродяга', 'Работа', 'Вечер в мюзик-холле', 'Авантюрист', 'Ссудная лавка', 'Тихая улица', 'Иммигрант', 'Собачья жизнь', 'На плечо!') и фильме 'Малыш' (1920) он достиг высокого совершенства комедийной формы. Всё явственнее в картинах Ч. комическое переплеталось с трагическим ощущением жизни. В них отчётливо звучали социально-сатирические тенденции. Герой Ч. - бродяга Чарли воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом.

С 1923 Ч. ставил полнометражные картины 'Парижанка' (1923), 'Золотая лихорадка' (1925) и 'Цирк' (1928), которые являются шедеврами мировой кинокомедии; в них критика буржуазного общества сочетается с глубоким гуманизмом в изображении простых и обездоленных людей. В фильмах 'Огни большого города' (1931) и 'Новые времена' (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы 'маленького человека' против социальной несправедливости. Реалистическая природа этих фильмов сочетается с яркой комедийной условностью, трогательной стойкостью героя, гуманизмом в трактовке темы любви и поисков счастья. 'Великий диктатор' (1941) явился меткой сатирой на фашизм, а политическая деятельность Ч. в годы 2-й мировой войны 1939-45 и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили Ч. в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры. Послевоенная работа Ч. 'Месье Верду' (1947), обличающая лицемерие капиталистического общества, вызвала яростную кампанию реакционных кругов США против режиссёра. В 1952 он создал фильм 'Огни рампы', в котором нашли отражение авторские раздумья об искусстве, таланте и старости. В результате преследований Ч. вынужден был покинуть Голливуд и с 1952 поселился в Швейцарии. В 1957 поставил в Великобритании фильм 'Король в Нью-Йорке' - сатиру на американский образ жизни, в 1967 - традиционную комедию 'Графиня из Гонконга'. Один из крупнейших режиссёров и актёров, Ч. оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. В 1954 награжден Международной премией Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами.

Соч. в рус. пер.: Моя биография, М., 1966.

Лит.: Чарли Чаплин. [Сборник], Л., 1925; Аташева П., Ахушков Ш., Чарльз Спенсер Чаплин. [Сб. материалов], М., 1945: Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960; Садуль Ж., Жизнь Чарли, пер. с франц., 2 изд., М., 1965: Delluc L., Charlie Chaplin, P., 1921; Huff Th., Charlie Chaplin, N. Y., 1964; Martin М., Clarles Chaplin, P.,1966.

Н. П. Абрамов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.