Значение ФАЛЬКОНЕ ЭТЬЕНН МОРИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФАЛЬКОНЕ ЭТЬЕНН МОРИС

(Falconet) Этьенн Морис (1.12.1716, Париж, v 24.1.1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. В детстве занимался резьбой по дереву; в 1734v44 учился у скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Ф. v группа 'Милон Кротонский' (гипсовая модель, 1744, Эрмитаж, Ленинград; мрамор, 1754, Лувр, Париж) v отличается барочным драматизмом. В 1750-е v начале 1760-х гг. Ф. создавал аллегорические и мифологические статуи и группы ('Пигмалион', 1763, там же, и др.), а гакже модели для севрских статуэток из бисквита ('Купальщица', в 1757v1766 Ф. руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры); в этих произведениях чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму 18 в.

Талант Ф.-монументалиста в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766v78) и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло ) . В духе просветительской философии 18 в. Ф., по его словам, представил Петра как 'созидателя, законодателя, благодетеля своей страны'. Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина закрепилось название 'Медный всадник') идеи могучего подъёма страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Ф. играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Ф. продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов).

Не дождавшись открытия памятника (1782), Ф. в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал). значительное место в наследии Ф. занимают теоретические сочинения мастера, тесно связанные с эстетикой французских просветителей (Д. Дидро и др.).

Соч.: CEuvres..., t. 1v6, Lausanne, 1781, 3ed., Gen., 1970; в рус. пер., в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 3, [М., 1967].

Лит.: Аркин Д., Медный всадник, М. v Л., 1958; Зарецкая З. В., Фальконе, Л. v М., [1965]; Каганович А. Л., 'Медный всадник', Л., 1975; Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.