(лат. scaena, от греч. sken- палатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального действия. Современный тип С. сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развёртывалось на орхестре - круглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал проскений , в древнеримском театре - просцениум . В средние века С. служили площади городов и деревень; с расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов: двухэтажные повозки - педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. С. служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. в Англии сложился тип так называемой шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за которыми была внутренняя С., за ней во 2-м ярусе галереи - верхняя С. В 1-й половине 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С. с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор С. Серлио). Здесь же в конце 16 - начале 17 вв. возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм - телариев , в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) - кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европейских С. (см. Кулисы ) . В Гамбурге в 1794 немецкий актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон - декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 - вращающейся (Мюнхен, инженер. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших современных театральных зданиях).
Сложившийся тип классической С. представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием - зеркалом С. (см. Портал ) . Все размеры С. зависят от размеров зеркала С.: так, её высота в 2,5-3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. делится на колосниковое пространство (см. Колосники ) , игровую часть и трюм . Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5-2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м ) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям 'проваливаться' от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан поворотный круг . Многие современные театры имеют так называемые карманы С.. обеспечивающие непрерывность сценического действия,- помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2-3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.
Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Из веков Н. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М., 1935-40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969.
Г. В. Шевелев.