Значение ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

Владимир Федорович [1(13).8.1803, Москва, - 27.2(11.3).1869, там же], русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22). В 1823-25 был председателем организованного им общества любомудрия (см. 'Любомудры' ). В 1824-25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах 'Мнемозина' , в 1827-30 - один из основных деятелей журнала 'Московский вестник' , был соредактором пушкинского 'Современника' . В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность О. весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян 'Сельское чтение', активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др.

Философско-эстетические взгляды О. весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга . В художественном творчестве О. выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей ('Бригадир', 1833; 'Княжна Мими', 1834; 'Княжна Зизи', 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести ('Импровизатор', 1833; 'Сильфида', 1837; 'Саламандра', 1840; 'Косморама', 1840). Среди неоконченных произведений О. - научно-фантастический роман-утопия '4338-й год' (опубликован в 1926), романы 'Иордан Бруно и Петр Аретино', 'Самарянин', 'Русские ночи' (1844) - цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, - итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 40-х гг. О. отошёл от литературной деятельности.

В 1830-40-х гг. О. проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от 'философии тождества' к 'философии откровения' (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена . С конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес О. к 'опытному познанию' мира. В мировоззрении О. своеобразно переплетаются славянофильские и западнические мотивы.

О. явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, пропагандировал произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древне-русской церковной музыки. Ряд статей О. посвящен творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произведениях он часто обращался в духе романтической традиции к темам музыкального творчества и образам музыкантов (новеллы 'Себастиан Бах', 'Последний квартет Бетховена'). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.

О. - один из видных русских педагогов 19 в., автор ряда учебников, многочисленных методических сочинений и наставлений и т.д.

Соч.: Сочинения, ч. 1-3, СПБ. 1844; Русские ночи, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1955; Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Повести и рассказы, М., 1959.

Лит.: Белинский В. Г., Сочинения кн. В. Ф. Одоевского. Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 297-323; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1-2, М., 1913; Манн Ю. В., В. Ф. Одоевский и его 'Русские ночи', в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; История русской литературы 19 века. Библиогр. указатель, М. - Л., 1962, с. 510-15; Passage Ch. E., The Russian Hoffmannists, The Hague, 1963.

В. И. Сахаров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.