(Malraux) Андре (родился 3.11.1901, Париж), французский писатель и политический деятель. Сын директора парижского агентства американского банка. Учился в Национальном училище живых восточных языков в Париже. Первые пробы пера ('Бумажные луны', 1921, и другие) принесли М. успех в авангардистских кружках (см. Авангардизм ). Поездки в 1923-27 в Юго-Восточную Азию, где он сблизился с китайскими революционерами, дали М. пищу для размышлений о кризисности западной цивилизации в 20 веке (эссе 'Искушение Запада', 1926; 'К европейской молодёжи', 1927) и материал для первых романов ('Завоеватели', 1928; 'Королевская дорога', 1930; 'Условия человеческого существования', 1933). Деятельный участник международного движения 30-х годов в защиту культуры против фашизма, М., однако, не разделял ни философии марксизма, ни идеологии коммунистов, с которыми сотрудничал; в 1935 он посвятил повесть 'Годы презрения' (русский перевод 1935) мужеству узников гитлеровских тюрем. Во время национально-революционной войны (1936-39) в Испании (первый её год запечатлен в лирическом репортаже М. 'Надежда', 1937, русский перевод 1939) командовал эскадрильей иностранных лётчиков-добровольцев, сражавшихся на стороне республики. После поражения Франции во 2-й мировой войне в 1940 попал в плен, бежал, в 1943 включился в Движение Сопротивления, возглавлял партизанское соединение, вскоре преобразованное в армейскую бригаду.
Наметившийся к концу 30-х годов и окольно сказавшийся уже в романе-эссе 'Орешники Альтенбурга' (1943) отход М. от революционного гуманизма завершился в 1948 речью 'Призыв к интеллигентам' - одним из манифестов 'холодной войны' в культуре. М., входивший уже в первое правительство Ш. де Голля (1944-46), руководил пропагандистскими службами голлистской партии, а в 1959-69 занимал пост министра культуры Франции; как писатель он больше не выступает, но печатает многочисленные труды по философии искусства ('Голоса молчания', 1953, и другие), а также воспоминания ('Антимемуары', 1967; 'Дубы из тех, что срубают...', 1971).
Во многом отправляясь от Б. Паскаля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. в свою очередь многое предвосхитил в поисках французских экзистенциалистов - Ж. П. Сартра, А. Камю. Герои М. пробуют обрести смысл жизни сначала в одиноком авантюристическом испытании себя, затем - в революционном братстве с угнетёнными и восстающими против своей судьбы, но в конце концов отрекаются от попыток переделать общество и уповают на искусство, истолкованное поздним М. как возмещение утраченной веры в божественное. Несмотря на срывы идейного становления и печать трагической метафизики, лежащую на всех его книгах, такие достижения М., как 'Условия человеческого существования' и 'Надежда', сделали его одним из признанных мастеров французской литературы 20 века.
Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961; Андреев Л., Снова 'чистое искусство', в сборнике: О современной буржуазной эстетике, М., 1963; Бломквист Е. Б., Теория стиля А. Мальро, 'Вестник МГУ. Серия философии', 1971, | 1; Вeликовский С., На перекрёстках истории..., 'Вопросы литературы', 1973, | 3; Mounier E., L-espoir des desesperes, [P.], 1953; Picon G., Malraux par lui-meme, [P., 1959]; Hoffmann J., L-humanisme de Malraux, P., 1963; Goidmann L., Pour line sociologie du roman, P., 1964; Carduner J., La creation romanesque chez Malraux, P., 1968; Les critiques de notre temps et Malraux, P., 1970.
С. И. Великовский.