Значение ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого района Калужской области, - 12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне Загорск Московской области], русский писатель, публицист и литературный критик. Учился на медицинском факультете Московского университета; служил военным лекарем во время Крымской войны 1853-56. В 1863-73 консул в ряде греческих городов. В 1880-87 цензор в Москве. Незадолго до смерти постригся в монахи. Автор ряда повестей и очерков (повести 'Из жизни христиан в Турции', т. 1-3, 1876, высоко оценил Л. Толстой). Известность приобрёл статьями о практической политике и на культурно-исторические темы (сборник статей 'Восток, Россия и славянство', т. 1-2, 1885-86), а также литературно-критическими этюдами ('О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние', 1890, об И. С. Тургеневе и др.).

Мировоззрение Л. имело охранительную направленность. Предугадывая грядущие революционные потрясения и считая одной из главных опасностей буржуазный либерализм с его 'омещаниванием' быта и культом всеобщего благополучия, Л. проповедовал в качестве организующего принципа государственной и общественной жизни 'византизм' - твёрдую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жёсткое сословно-иерархическое деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульманскими странами, Индией, Тибетом, Китаем) и политической экспансии на Ближнем Востоке как средства превращения России в новый исторический центр христианского мира Л. надеялся затормозить процесс 'либерализации' России и уберечь её от революции. Культурно-исторические взгляды Л., сложившиеся под влиянием Н. Я. Данилевского , характеризуются выделением трёх стадий циклического развития - первичной 'простоты', 'цветущей сложности' и вторичного 'упрощения' и 'смешения', что служит у Л. дополнительным обоснованием идеала 'красочной и многообразной' российской действительности, противопоставленной западному 'всесмешению' и 'всеблаженству'.

Соч.: Собр. соч., т. 1-9, М., 1912-13; Моя литературная судьба. Автобиография, в кн.: Литературное наследство, т. 22-24, М., 1935.

Лит.: Памяти К. Н. Леонтьева. Литературный сб.. СПБ, 1911; Булгаков С. Н., Победитель-Побеждённый, в его кн.: Тихие думы, М., 1918; Бердяев Н. А., Константин Леонтьев, Париж, 1926; Преображенский П. Ф., А. Герцен и К. Леонтьев, 'Печать и революция', 1922, кн. 2; История философии в СССР, т.. 3, М., 1968; Янов А. Л., Славянофилы и К. Леонтьев, 'Вопросы философии', 1969, | 8; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962, с. 412-14; KoIogrivov I. von, Von Hellas zum Monchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le previsioni di Constantino Leont'ev, Venezia, 1957.

В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.