Значение КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, - 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства . Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского . С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок 'любомудров' , испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей 'Нечто о характере поэзии Пушкина' (1828). В 'Обозрении русской словесности за 1829 год' охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, 'пушкинского' периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журнала 'Европеец', привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью К. 'Девятнадцатый век', в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал 'Москвитянин' (| 1-3). Основные опубликованные сочинения - 'О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России' (1852), 'О необходимости и возможности новых начал для философии' (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские 'умозрения' (восточные патристики ) , из которых, по К., и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её - духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача - 'мысленное развитие'... 'отношения веры к современной образованности' (см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. видит источник кризиса 'европейского просвещения' и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений 'европейской образованности', этого 'зрелого плода всечеловеческого развития', должно сопровождаться по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то 'новое начало', которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей '-всем умственным развитием современного мира...' (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в . К. оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19-начала 20 вв.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-2, М., 1911.

Лит.: Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899; Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11-19 веков, Л., 1970 с. 237-43; MuIler E., Russischer Intellekt in europaischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806-1856), Koln - Graz, 1966 (библ.); Goerdt W., Vergottlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.