Значение ГОЛЬДОНИ КАРЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГОЛЬДОНИ КАРЛО

(Goldoni) Карло (25.2.1707, Венеция, - 6.2.1793, Париж), итальянский драматург, реформатор итал. театра, создатель национальной комедии. Сын врача. Сущность реформы Г. состояла в замене импровизированной комедии дель арте , или комедии масок, драматургией с устойчивым текстом, реальными человеческими характерами, содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков феодального общества. Основные теоретические принципы просветительской реформы итал. театра изложены Г. в комедии-манифесте 'Комический театр' (1750), в предисловии к первому изданию его комедий (1750), в 'Мемуарах'. Полностью Г. осуществил свою реформу в 1748-53, когда создал комедии 'Хитрая вдова', 'Кофейная', 'Лгун', 'Бабьи сплетни', 'Слуга двух господ', 'Трактирщица '.

В драматургии Г. утвердился тип просветительской семейно-бытовой комедии характеров. Однако, показывая на примерах нравственной деградации итал. аристократии разложение всей феодальной системы ('Кавалер и дама', 'Льстец' и др.), противоречия между дворянством и молодой буржуазией ('Семья антиквария'), Г. не ограничивался узко семейной проблематикой. Народ постепенно стал главным положительным героем его драматургии. В комедиях 'Честная девушка' (1749) и 'Добрая жена' (1749) Г. ещё наделял народную героиню буржуазно-мещанским добродетелями, но в комедии 'Бабьи сплетни' (1751) коллективный образ венецианского простонародья вытеснил буржуазного моралиста Панталоне. Г. сохранил лучшие достижения комедии дель арте - жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета. В сер. 50-х гг. Г. написал несколько комедий в стихах на венецианском диалекте, где действовали главным образом народные персонажи: 'Кухарки' (1755), 'Домовницы' (1755), 'Перекрёсток' (1756), 'Весёлые женщины' (1758). В них критика действительности велась с позиций народа и устами народа. Наиболее ярко глубина просветительского реализма Г. проявилась в комедиях в прозе на венецианском диалекте: 'Самодурах' (1760) и 'Синьоре Тодеро' (1762), где сатира приобрела отчётливо выраженный антибуржуазный характер. В. 'Кьоджинских перепалках' (1762) Г. вывел на сцену простых венецианских рыбаков и их жён. Это была подлинно новаторская для 18 в. комедия массового народного героя. Последний период творчества Г. протекал во Франции. Комедия Г. 'Ворчун-благодетель' (1771, на французском языке ) принесла ему европейскую славу. Во Франции написаны 'Мемуары Карло Гольдони...' (1784-87). В общей сложности Г. создал 267 пьес.

Реформа Г. была поддержана большинством просветителей как в Италии (П. Верри, Г. Гоцци и др.), так и за границей (Вольтер, Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте), но встретила яростные нападки со стороны противников идей Просвещения, от лица которых выступил К. Гоцци . Г. оказал огромное влияние на развитие итал. национальной драматургии. Ф. Де Санктис назвал его 'Галилеем новой литературы'. Русский читатель и зритель познакомился с Г. ещё в 18 в., когда были переведены на русский язык и поставлены 'Слуга двух господ' (1789), 'Истинный друг' (1794), 'Лжец' (1796) и др. В 1827 появился первый русский перевод 'Трактирщицы' А. А. Шаховского. 'Кофейная' была переведена А. Н. Островским (1872). В советское время Г. переводили М. Л. Лозинский, А. К. Дживелегов, Т. Л. Щепкина-Куперник, С. С. Мокульский и др. На современной сцене с успехом идут многие пьесы Г.

Соч.: Opere complete, ed. del Municipio di Venezia, a cura di C. Musatti, E. Maddalena, G. Ortolani, v. 1-40. Venezia, 1907-57; Tutte le opere, a cura di G. Ortolani, v. 1-14, Mil., 1935-56; в рус. пер. - Комедии, под ред. А. Л. Волынского, предисл. и прим. А. В. Амфитеатрова, т. 1-2, П., 1922; Комедии, под ред. и со вступ. ст. А. К. Дживелегова, т. 1-2, М. - Л., 1933-36; Комедии, М., 1949; Комедии, под ред. А.А. Смирнова, вступ. ст. Б. Г. Реизова, т. 1-2, Л. - М., 1959; Мемуары Карло Гольдони. содержащие историю его жизни и его театра. Пер. , введение и прим. С. С. Мокульского, т. 1-2, Л., 1933.

Лит.: Фриче В. М., К. Гольдони (Общественное содержание его комедий), 'Голос минувшего', 1913, |4; Мокульский С. С., История западно-европейского театра, т. 2, М. - Л., 1939; его же, Гольдони, в его кн.: Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., К. Гольдони. 1707-1793, Л. - М., 1957; Ortolani G., Della vita e delle opere di C. Goldoni, Venezia, 1907; Chatfield-Taylor Н. C., Goldoni, Bari, 1927; Barratto M., 'Mondo' e 'Teatro' nella poetica del Goldoni, Venezia, 1957; Dazzi M., C. Goldoni e la sua poetica sociale, Torino, 1957; Petronio G., Goldoni, Palermo. 1958; Caccia F., Carattere e caratteri nella commedia del Goldoni, Venezia - Roma. [1959]; Momigliano A., Saggi goldoniani, Venezia - Roma, [1959]; Studi goldoniani, a cura di V. Branca e N. Mangini, v. 1-2, Venezia - Roma, [1960]; Spinelli A. G., Bibliografia goldoniana. Mil., 1884; Mangini N., Bibliografia goldoniana, Venezia - Roma, 1961; Cordie C., Rassegna goldoniana, 'Paideia', 1965, | 1 .

Р. И. Хлодовский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.