и внутреннее, философские категории, во взаимосвязи которых внешнее выражает свойства предмета, явления как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее - строение самого предмета, явления: его состав, структуру и связи между его элементами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, т. е. как свойства и связи предмета, прямо и сразу фиксируемые органами чувств и простейшими формами мыслительной деятельности; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредственного наблюдения. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему.
В истории познания проблема В. и в. выступает с двух сторон. Это, во-первых, вопрос об объективной природе внутреннего и о правомерности перехода мысли от внешнего к внутреннему. Агностицизм считает такой переход произвольным, а само внутреннее - лишь чисто мыслительной конструкцией; наиболее последовательное опровержение этой точки зрения даёт диалектический материализм, для которого объективность взаимосвязи В. и в. подтверждается на основе критерия практики. Во-вторых, вопрос о В. и в. возникает при объяснении источников развития . Концепции, подобные ламаркизму и его современные разновидности, так называемому 'творческому дарвинизму', усматривают источник развития живого в окружающей его среде, т. е. во внешнем, по отношению к которому внутреннее выступает как производное; в противоположность этому диалектическая концепция развития находит этот источник во внутреннем и в специфике его взаимодействия с внешним.
Лит.: Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 6 .
А. П. Огурцов.