Значение ШАДЕН, ИОАНН МАТИАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ШАДЕН, ИОАНН МАТИАС

профессор московского университета, ректор обеих университетских гимназий. Родился в Пресбурге (год рождения не известен) и первоначальное образование получил в гимназии этого города. В 1752 г. поступил в тюбингенский университет. Получив степень доктора философии, Ш. в 1756 г. был вызван в только что открытый московский университет, на должность ректора над гимназиями, причем философский факультет тюбингенского университета засвидетельствовал о его "добропорядочном житии и превосходном знании". Прибывши в Москву в том же году, Ш. 26 июня вступил в исправление ректорской должности и произнес речь "De gymnasiis in Moscovia rite aperiundis". В ноябре Ш. составил план учения в гимназиях московского университета, измененный впоследствии профессором Шварцем, а в декабре того года произнес на гимназическом акте речь "О средстве, каким образом наукам обучать и обучаться". В следующем году, при переходе гимназистов в университет, он произнес речь "Об обыкновении древних в раздавании награждений". Преподавал Ш. в гимназии, как видно из расписания на 1757 г., "риторику, также пиитику, мифологию, руководство к чтению писателей классических, состояние военное, политическое и житие академическое, весь курс философии кратко. При том и тех по возможности удовольствует, которые высших и лучших желают наук, как-то: греческого языка, древностей римских и греческих. А есть ли найдутся, которые восточным языкам еврейскому и халдейскому учиться и оных древности рассмотреть пожелают, то он им не только в филологию руководство тех восточных языков, но и особенное наставление в языках еврейском и халдейском преподаст". Риторику Ш. преподавал на основании руководства Фоссия, а в философии руководился взглядами Вольфа и Баумейстера. Как видно из воспоминаний Фонвизина, Карамзина, М. Н. Муравьева и др. учеников университетской гимназии, Ш., "являвший истину без покрова", имел огромное нравственное и интеллектуальное влияние на молодежь. Нравственное воздействие оказывал Ш. в особенности на воспитанников своего пансиона. В своих лекциях нравоучения, как говорит Карамзин, Ш. следовал Геллерту и действовал "не только доказательствами разума, но и побуждениями сердца, голосом внутреннего чувства и совести, примерами и картинами". Преподавая в гимназии и пансионе, Ш. читал курс и в университете, где в 1757 г. учил "греческому языку, показывал также греческие и римские древности и введение в свободные науки, и охотникам - нумизматику и геральдику и другие к тому принадлежности". В 1764-65 гг. он читал курсы логики, метафизики и эстетики, а с 1772 г., сложив с себя звание ректора обеих гимназий, принял кафедру практической философии, которую и читал вместе с этикой до 1796 г. по Винклеру, Эрнести, Федеру и Якобу; кроме того, он читал на юридическом факультете народное право, политику, право естественное, всеобщее государственное право по Баттелю, Бильфельду, Ахенвалю. Курсы Ш. не были написаны, и от него остались только речи, произносившиеся в разных торжественных случаях: "De anima legum" (1767); "Oratio solemnis de eo, quod justum est in jure Principis, circa educationem civium, scientiarum, artiumque studia" (1770); "De eo, quod naturaliter justum est, in jure parentum circa educationem liberorum" (1773); "Oratio de Monarchiis amori Patriae excitando et fovendo maxime aptis ac eodem praecipua in iis legum anima" (1775); "Panegyricus de Catharina Magna Legislatorum prima omnium, Legislationem suam, sapienti ac divino prorsus consilio, conscientiae, foro ei peculiari consecrato, directe inaedificanti" (1779); "Oratio solemnis de ingenuae juventutis educatione, gloriae nationum duratae fundamento praecipuo et pulchro, in Monarchiis maxime" (1781); "Quaeritur, quid statuendum de luxu est, ne in hominibus, civitatibus, Monarchiis maxime proficiens, vel et si hoc, vel noxius quatenus sit, quomodo vis ejus noxia debilitanda ac frangenda" (1793). В этих речах обнаруживается высокогуманное настроение профессора, видна большая его эрудиция, хотя местами их недостатком следует признать какой-то сентиментальный пиетизм. В 1797 г. Ш. намеревался познакомить студентов с критической философией Канта и объявил уже курс, но 28 августа этого года он скончался.См. Тихонравов, "Сочинения" (т. III; то же "Биографический Словарь профессоров Московского университета"); Сиповский, "H. M. Карамзин" (СПб., 1899).А. Бороздин.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.