один из древнейших городов южной Палестины, в 31 км к ЮЗ от Иерусалима, на 920 м над ур. моря, в плодородной долине между двумя цепями цветущих холмов. X. упоминается в Библии во времена патриархов и прежде носил название Кириаф-Арба. По свидетельству книги Чисел (XIII, 23), X. построен семью годами раньше г. Цоана (Таниса) в Египте. До завоевания евреев здесь жило племя Енакимов; оно было вытеснено из X. Халебом и его потомством (Калебиты). Давид, застав X. в руках сильного и воинственного рода Калебитов, вошел с ними в дружбу (I Цар. XXV, З и сл.), приобрел их доверие и с их помощью сделался царем над всей южной Палестиной. В течение семи лет X. был столицей Давида; лишь после падения Саула он перенес свою резиденцию в Иерусалим. В X. сын Давида Авессалом провозгласил себя царем и поднял возмущение против отца своего (2 Царств XV, 7 — 12). При Ровоаме X., как один из важнейших городов на юге Иудеи, был сильно укреплен. После Вавилонского плена X. был снова занят евреями (Неемия XI, 25), подпавшими затем под власть идумеев. Иуда Маккавей (164 г. до Р. Хр.) освободил X. от идумеев. В последнюю войну евреев с римлянами X. был завоеван римлянами и сожжен. Позже город был восстановлен и во времена крестоносцев служил резиденцией епископа (1167—1187). Главную достопримечательность X. составляет мечеть (харам), находящаяся на месте пещеры Махпелы, в которой были погребены патриархи (Бытия XXIII, XXV и XLIX). Это — четырехугольное здание, из огромных квадратных камней, сложенных без цемента, без крыши. Оно не имело входа; двое дверей, с приводящими к ним лестницами, приделаны позже. Эта часть харама весьма древнего, дохристианского происхождения и относится некоторыми исследователями к временам царя Езекии. В византийскую эпоху и во времена крестоносцев к древнему зданию пристроены портики и базилика, в которой устроена была церковь. Последняя превращена была арабами в мечеть, почитаемую как важное Святилище и недоступную для входа иноверцам. В последнее время сюда допускались лишь лица царственных фамилий. В самую пещеру не допускаются даже мусульмане. В одной версте к С от X., на месте дубовой рощи Мамре, в которой Бог явился Аврааму (Быт. XIII и XIV), показывают древний колоссальный дуб (высота 20 ф., диаметр ствола у корня 23 ф., диаметр лиственного навеса 89 ф.), известный под именем "дуба Авраама". О нем упоминают Иосиф Флавий ("Древн.", I,10,4; "Иуд. война", IV, 9, 7), блаж. Иероним и Евсевий. В настоящее время место это находится под охраной русской миссии. Современный X. (у арабов Халил эр-Рахман — друг Милосердного, т. е. Авраам) — небольшой городок, населенный 12 тыс. фанатических мусульман и 1000 евреев. Жители занимаются земледелием, садоводством и виноградарством. В древности хевронский виноград славился как лучший в Палестине (Числа XIII, 24 — 28), но теперь арабское виноградное хозяйство ведется примитивно и небрежно. Хевронцы занимаются также выделкой стекла и гончарных изделий.
Значение слова ХЕВРОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ХЕВРОН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012