лесистая местность в нынешней Черниговской губернии. Сюда в конце 60-х годов XVII века был занесен раскол. В конце 70-х гг. сюда эмигрировала колония московских старообрядцев в 20 человек, имея во главе попа своего Кузьму, и, по указанию стародубского полковника, приятеля Кузьмы, заняла местечко Понуровку. Раскольнический стрелецкий бунт нашел здесь отзвук, вследствие чего из Москвы последовал указ о возвращении стародубских раскольников на родину их. Поп Кузьма и другой поп Стефан, выходец из Белева, удалились за польскую границу и поселились на острове Ветке (см. Ветка и Ветковское согласие). Раскольники-выходцы продолжали, однако, прибывать в С., образуя одну за другой новые слободы. К 1718 г. их числилось 16, с населением в 3112 человек. "Выгонки" с Ветки, после ее разгрома (1764), удесятерили число стародубских раскольников. С Ветки сюда перенесена была церковь, перешли также и ветковские попы. В последней четверти XVIII столетия здесь было четыре поповщинских монастыря, до семнадцати церквей, монастырских и приходских, и шестнадцать часовен. Главный монастырь был мужской Покровский. Этим монастырем, а также женским Казанским управлял поп Михаил Калмык, переселившийся с Ветки и считавшийся верховным отцом поповщины. Положение стародубских беглых попов было жалкое: нанимаясь за известную плату, они не могли поступать иначе, как по воле тех, кто их нанимал; если поп не нравился, его "перепродавали". Кроме поповцев, в С. жили и беспоповцы, но они не имели особенного значения и число их сравнительно с поповцами было невелико. После перемазанского собора (см. Перемазовщина), на котором в качестве депутатов присутствовали Михаил Калмык и инок Никодим, С. упало в глазах перемазанцев и его привилегии по снабжению раскольнических общин беглыми попами были перенесены на Иргиз. В конце XVIII столетия в С. возникло единоверие (см.). Начало такому воссоединению многих старообрядцев с православной церковью положено было вышеупомянутым Никодимом (умер в 1784 г.). Упрочил "согласие" в С. протоиерей Андрей Иоаннов Журавлев (см.), пробывший в С. около 3 лет (с 1788 г.). В царствование Александра I в С. усилился беглопоповщинский раскол. При содействии священника Тимофея Верховского (см.), командированного в 1845—1848 гг. в С. для утверждения и распространения единоверия, в стародубских посадах было принято восемь единоверческих священников, и обращены в единоверческие монастыри Покровский мужской (в 1847 г.) и женский Казанский (в 1850 г.). Прот. Т. Верховский оставил подробные записки о своей деятельности в С., напечатанные в приложении к "Православному Собеседнику" за 1874 год и отдельно. В двадцатых годах XIX столетия в стародубском посаде Лужки образовалось согласие лужковское, по поводу издания указа 26 марта 1822 г. (см.).Ср. митрополит Макарий, "История русского раскола, известного под именем старообрядства" (СПб., 1889); M. И. Лилеев, "Новые материалы для истории раскола на Ветке и в С. в XVII—XVIII вв." (Киев, 1893); его же, "Из истории раскола на Ветке и в С. в XVII—XVIII вв." (вып. I, Киев, 1895); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (2 изд., СПб., 1895, стр. 128, 130); свящ. К. Плотников, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (изд. 3, Петрозаводск, 1898, стр. 124, 213); проф. H. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. I, Казань, 1897, стр. 229—230).
Значение слова СТАРОДУБЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СТАРОДУБЬЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012