Значение СЕВАСТЬЯНОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СЕВАСТЬЯНОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ

(1811—67), археолог. Сын купца, воспитанник Моск. унив., С, много путешествовал по России, Зап. Европе и Востоку и во время этих путешествий собрал свои знаменитые коллекции, известные под нменем "Севастьяновского собрания" (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии с памятников зодчества, ваяния и живописи, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и пр.). Их изучали и описывали многие ученые: Поленов ("Снимки с икон и друг. древностей св. горы Афонской из собр. П. И. С.", СПб., 1859), Шевырев ("Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных С.", СПб., 1859), Флоринский ("Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании П. И. С.", СПб., 1880), Викторов ("Собрание рукописей П. И. С.", М., 1881) и др. Впоследствии коллекции эти Перешли в Моск. публичный музей, Академию худ., Акад. наук и Имп. публичную библиотеку. Главная заслуга С., как археолога, заключается в том, что он первый положил у нас твердое основание науке христианских древностей, главным образом греко-русских. По его инициативе и указаниям впервые и наше правительство приняло активное участие в собирании церковных древностей, снарядив в 1859 г. особую экспедицию, под руководством С., на Афон, откуда тогда же было вывезено одних рукописей свыше 5000. Затем С. принадлежит честь образования у нас первых двух археологических собраний церковных древностей в Москве (в Московск. публичном музее) и в С.-Петербурге (Христианский музей в Академии худ.). Им составлен "Ключ христианской археологии" в 28 фолиантах (не напеч.). Другие труды его: "Записка об археологической экспедиции на Афон" (в "Современной Летописи", 1861, № 1) и "О светописи в отношении к археологии" (записка, читанная в 1858 г. в Парижской академии и напеч. в "Известиях Имп. Археологич. Общества", 1858, т. I). Снимки С. пенились высоко и за границей; один из них — копия фресок, изображающих ангельскую литургию — великолепно издан Дидроном в Париже.См. Бессонов, "П. И. С. и очерк его собрания" "Современная Летопись", 1868, № 14) и статья Буслаева и Филимонова в "Вестнике Общества Древнерусского искусства", 1874, №№ 1, 3, 4 и 5. Подробный обзор коллекций С. — в "Вестнике Археологии и Истории" (вып. VI).В. Р—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.