Значение ПРАВО НА ТРУД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПРАВО НА ТРУД

(droit au travail, Recht auf Arbeit) — право каждого трудоспособного лица, в силу которого оно может, в случае безработицы, требовать от государства предоставления ему какой-нибудь работы для покрытия его необходимых потребностей; таким образом этому праву соответствует имущественно-правовое обязательство государства предоставлять занятия безработным членам общества. П. на труд есть одна из идей социализма, возникших во второй четверти XIX в., и представляет собой, по верному замечанию Менгера, логическое развитие социалистического принципа, по которому каждая потребность человека должна получать полное удовлетворение. По своему содержанию, оно является посредствующим звеном между существующим экономическим строем и тем порядком, при котором весь народный доход распределяется или по потребностям людей, или по количеству исполненной каждым работы. Следы идеи П. на труд мы находим уже в некоторых старых законодательствах о призрении бедных, в которых говорилось об обязанности государства помогать бедным и не имеющим занятий предоставлением им работы (английский закон 1601 г., французские законы 1791 и 1793 гг., прусское земское право 1794 г.). В литературе Фихте первый высказал, что каждый индивид имеет юридическое притязание на предоставление ему со стороны государства какого-нибудь возмездного занятия ("Naturrecht"). Однако, эта мысль Фихте не обратила на себя внимания. Обстоятельнее и пламеннее аргументировал П. на труд Фурье (в 1822 г.), выводя его из естественного П.: это П. есть эквивалент тех прав, которыми человек пользовался в первобытном состоянии, именно П. охотиться, ловить рыбу, собирать плоды и пасти скот. Эти теоретические положения переведены в программу практических требований французских социалистов Консидераном и Луи Бланом. Первый (в 1839 г.) находил возможным и необходимым осуществить П. на труд немедленно, в рамках существующего экономического строя. Второй выступил с требованием провозглашения П. на труд после февральской революции 1848 г. В манифесте временного правительства 25 февраля за всеми гражданами было признано П. на труд, а за правительством — обязанность гарантировать им работу. Не столько для осуществления этого П., сколько для его дискредитирования были учреждены национальные мастерские (см.). Уже в июне 1848 г., когда вырабатывался проект конституции, П. на труд было заменено П. на вспомоществование. В Германии введение П. на труд было предложено на франкфуртском национальном собрании 1848 г. представителями демократической партии, но было отклонено значительным большинством. В позднейшее время идея П. на труд поддерживалась среди германских писателей Штёнелем, Марло, Гитце, Ганом и Геркнером. Снова внимание к ней было привлечено речью канцлера кн. Бисмарка в заседании рейхстага 9 мая 1884 г., где он высказался за введение П. на труд, как за средство борьбы с социал-демократией. В других странах П. на труд никогда не вызывало особого движения и не привлекало к себе общественного внимания. В Англии Оуэн высказывался за осуществление его, но его мысль не встретила сочувствия. Только в Швейцарии идея П. на труд получила за последние годы некоторое распространение среди радикальных элементов рабочего класса.См. Menger, "Das Recht auf den vollen Arbeitsertrag"; Adler, "Recht auf Arbeit" ("Handw?rterbuch der Staatswissenschaften", V т.); Fourier, "Th?orie de l'unit? universelle"; Consid?rant, "Th?orie du droit de propri?t? et du droit au travail"; Marlo, "Untersuchungen ?ber die Organisation der Arbeit"; St?pel, "Sociale Reform".M. С — в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.