Значение ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

так называется в исторической науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедших до нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами: "Се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуду русская земля стала есть" (Лаврентьевский список XIV века, летописи Софийская 1-я, Воскресенская, Львовская и др.; в Ипатьевском списке XV века вм. "повести" — "повесть"). Этот свод называют также Несторовой летописью, временником Нестора, первоначальной летописью, Сильвестровским сводом; но термин "Повесть временных лет" заслуживает предпочтения по своей точности и объективности. Рассказав о разделении земли между сыновьями Ноя, перечислив русские племена и их ближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слов о первоначальной истории Киева, П. временных лет начинает погодный рассказ о русских событиях в связи с греческой и болгарской историей (сведения заимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата — это 6360 (852) год, как начало царствования Михаила III Мефиста (6360 ошибочно вм. 6350, вследствие неточных данных "Никифорова летописца" — одного из источников П. временных лет). Рассказ составителя свода прерывается после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, в настоящее время трудно, так как П. временных лет не дошла до нас в своем первоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда летописных сводов, где она соединяется с последующим рассказом киевских, суздальских, новгородских летописцев. Сравнительное исследование всех этих сводов может восстановить первоначальный состав и объем П. временных лет. Все списки П. временных лет можно разделить на два главных семейства сообразно с данными помещенных в них хронологических таблиц, где указано число лет между главными событиями всемирной и русской истории. В первом семействе списков (сюда относятся Лаврентьевский, Ипатьевский и сходные с ними списки) хронологическая таблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смерть вел. князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во втором семействе (списки летописей Софийских, Новгородской 4-й) таблица читается под 883 г., причем последним указан Калкский бой (1223 г.): но это событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в П. временных лет, доводившую, как указано выше, летописный рассказ только до начала XII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и, в сущности, последним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса и Глеба (1115), после чего указывалось число лет княжения Владимира Мономаха: "а володимер ярославич 4 лета". Что под Владимиром Ярославичем (ошибочно вм. Всеволодович) разумеется Владимир Мономах, видно из того, что вслед за этим перечисляются сыновья Мономаха ("володимера ярославича сынове: мстислав, изяслав" и т. д.). Итак, оказывается, что оригинал списков второго семейства П. временных лет восходит к четвертому году княжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригинал списков первого семейства составлен в 1116 г.: вслед за рассказом о чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читается запись игумена Михайловского монастыря Сильвестра о том, что им написаны "книгы си летописець" в 1116 г. Отсутствие этой записи в Ипатьевском и сходных списках, равно как и продолжение в них летописного рассказа за 1110 г., объясняется влиянием на некоторые списки первого семейства списков второй группы. Из всего предыдущего следует, что П. временных лет составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: летописный рассказ древнейшей редакции был доведен до 1110 г. В следующем 1117 г. труд Сильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла до нас только в соединении с новгородскими летописями. Редакция 1117 г. оказала влияние на списки Сильвестровской редакции: в результате явились смешанные редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакции очень значительно), Радзивиловский (влияние менее значительно), Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее заметно). Игумен Сильвестр не был летописцем, а только сводчиком более древнего летописного материала: этим объясняется то, что он оставил незаполненными 1111—1116 гг. В состав Сильвестровского свода вошли, между прочим: 1) летописный свод, составленный, вероятно, в конце XI в. и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении с Новгородскою 1 летописью (комиссионный, Толтовский и др. списки этой летописи; см. издание ее); 2) греческая хроника продолжателя Амартола, в болгарском переводе; 3) житие Василия Нового (ср. А. Н. Веселовский в "Ж. М. Н. Пр.", 1889, январь); 4) договоры с греками; 5) летопись Киево-Печерского монастыря, некоторые статьи которой, как указал еще Костомаров, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (напр. о смерти Олега, о Кожемяке и др.). Составитель следующей по времени редакции II. временных лет, работавший, как указано выше, в 1117 г., дополнил Сильвестровскую редакцию, между прочим, на основании следующих источников: 1) Никифорова летописца, который дал основание хронологии (852-й год) и дополнительные сведения о некоторых византийских императорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с "Эллинским и Римским летописцем"; из него взяты, между прочим, чудесные рассказы под 1114 г. (ср. Истрин, в "Ж. М. Н. Пр.", 1897, ноябрь); 3) народных преданий (сюда относится, напр., рассказ о первоначальном поселении Рюрика не в Новгороде, а в Ладоге) и сказаний (напр. рассказ ладожан о полунощных странах, подобный же рассказ Гюряты Роговича). Кроме того, составитель новой редакции дополнил летопись рассказом о событиях 1111—1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединено поучение Владимира Мономаха и некоторые выписки из его бумаг: связь поучения со второю редакциею П. временных лет видна, между прочим, из того, что как в поучении, так и в П. рассказ об исторических событиях доходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополковича). В Лаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции вместе с другими из нее заимствованиями (напр. рассказом Гюряты Роговича, записанным за четыре года до составления летописи, одновременно с рассказом, слышанным в Ладоге).Литература предмета и издания указаны под сл. Летопись. Важнейшие списки П. временных лет: Лаврентьевский, 1377 г., издан Археографической комиссией (3 издание, СПб., 1897) с разночтениями из Радзивиловского списка XV в., академического (Московской духовной академии) XV в. и утраченного Троицкого XIV—XV в. Ипатьевский, XV в., издан Археографической комиссией (СПб., 1871) с разночтениями по Хлебниковскому и Погодинскому списку XVI в. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в 1214—1219 г., издан по списку XV в. кн. Оболенским (М., 1851). Новгородская 4 летопись, в части, заключающей П. временных лет, до сих пор не издана, несмотря на важность и древность (см. IV т. "Полн. собр. русск. лет."). Софийская 1 летопись (изд. в V т. "П. С. Р. Л.") содержит, как и Новгородская 4, П. временных лет в соединении с Новгородскою 1 летописью. Воскресенская летопись (изд. в VII т. П. С. Р. Л.") содержит П. временных лет в редакции Софийских летописей, но с важными дополнениями из одного не дошедшего до нас Суздальского свода. В Никоновской летописи П. временных лет составлена по одному из списков Новгородской 4 летописи, дополнена на основании Лаврентьевского списка и расширена и частью изменена вследствие заимствований из Хронографа 2-й редакции и Степенной книги.А. Шахматов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.