Значение ПАЛЛАДИЙ, ИГУМЕН ЗАИКОНОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПАЛЛАДИЙ, ИГУМЕН ЗАИКОНОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ

Роговский — игумен Заиконоспасского монастыря, первый русский доктор философии и богословия (1655—1703). Родился в Тверской области, принял монашество в Саввином Вишерском м-ре, служил иеродиаконом при Леонтии, епископе тамбовском, в 1685—87 гг. учился в богоявленской школе братьев Лихудов, в 1687—98 г. жил за границей, в 1700 г. был назначен игуменом Заиконоспасского м-ря и ректором славяно-латинской академии. Главный подвиг П. путешествие за границу, куда он поехал, можно думать, без разрешения патриарха, с исключительной целью "совершенного учения"; во время своих странствований П. год провел в Вильне в иезуитской школе, год в силезском городе Нейссе, год в Ольмюце (где для поступлениея в иезуитскую школу должен был принять католичество), наконец, "ради лучшего учения философии и богословия" он отправился в Рим; здесь в течение семи лет П. прошел курс греко-униатского училища и достиг сана д-ра философии и богословия. Из сочинений П. до нас дошло его замечательное "Исповедание веры", написанное им после возвращения в Россию по требованию патр. Адриана; в этом сочинении он исповедует свою веру, описывает отступления от православия и излагает погрешности римского учения. Второе сочинение П. — его челобитная патр. Адриану. Третья переводная его работа "История церковная" Каллиста Ксанфопула. П. приписываются 2 безымянных сочинения: "Описание Рима" (преосв. Филаретом) и "Поучения на праздники господские и богородичные", помещенные в сборнике Спасо-Ярославского м-ря (арх. Леонидом). О П. см. Надеждин, "П. Роговский — первый русский доктор" ("Сын Отечества", 1840, т. 4); Никольский, "Русские выходцы из заграничных школ в XVII ст." ("Правосл. Обозрение", 1861, № 2). Исповедание и челобитная П. напечатаны в "Древней российский вивлиофике" (т. 18).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.