Значение НИЗАР ЖАН-МАРИ-НАПОЛЕОН-ДЕЗИРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое НИЗАР ЖАН-МАРИ-НАПОЛЕОН-ДЕЗИРЕ

(Jean-Marie-Napol?on-D?sir? Nisard) — известный франц. критик и историк литературы, член Франц. акад. (1806—1888). Начал работать в оппозиционных газетах — "Journal des D?bats" и "National". В 1831 г. вышел его роман "Le convoi de la laiti?re", столь неудачный, что Н. впоследствии скупал и уничтожал его. В области истории литературы Н. дебютировал выдающимся трудом: "Etudes sur les po?les latins de la d?cadence" (1834). Неустойчивость политических воззрений дала Н. возможность сделать учено-административную карьеру, равно удачную при всех режимах. Во время июльской монархии он был депутатом, начальником отделения в министерстве народного просвещения и проф. в Coll?ge de France. Революция 1848 г. оставила его на время не у дел, но Наполеон III возвратил ему кафедру и назначили главным инспектором по высшему образованию (1853). Н. отплатил императору лекцией о двойной морали (1855), где доказывал студентам, что декабрьский переворот может быть оправдан с точки зрения высшей, более свободной морали. В 1857 г. назначен директором Нормальной школы, в 1867 г. сенатором. Соч. H.: "Histoire et description de la ville de Nimes" (1835), "M?langes" (1838), "Pr?cis de l'histoire de la litt?rature francaise" (1840), превосходная "Histoire de la litt?rature francaise" (1844—1861), "Etudes sur la Renaissance" (1855; об Эразме, Томасе Морусе и Меланхтоне), "Etudes de critique litt?raire" (1858), "Etudes d'histoire et de litt?rature" (1859 и 1864), "M?langes d'histoire et de litt?rature" (1868), "Les quatre grands historiens latins" (1875), "Renaissance et R?forme" (1877), "Discours acad?miques et universitaires" (1884), "Consid?rations sur la R?volution francaise et sur Napol?on I" (1887). После его смерти вышли: "Souvenirs et notes biographiques" (1888) и "Aegri somnia, peus?es et caract?res" (1889). В истории, как и в критике, Н. был типичным догматиком. Усматривая в истории франц. литературы законченное рациональное построение, он видел в веке Людовика XIV кульминационный пункт, после которого вся история франц. литературы есть история падения. Задача проследить из века в век развитие творчества народа заменялась у него блестящими панегириками гениальным представителям франц. классицизма и беспощадным отрицанием всего дальнейшего движения. В Фенелоне он уже видит задатки своеволия и химерического направления мысли, а Руссо является в его глазах позднейшим олицетворением утопии. Его критика, основанная на классической традиции, избравшей себе девизом "здравый смысл", восстает против всякого новшества, ревностно "охраняя истину от угрожающих ей враждебных начал: непостоянства человеческого духа вообще и национального в частности" (Пелисье).См. Pelleti?, "D. N." (П., 1842); Жорж Пелисье, "Литературное движение в XIX стол." (М., 1895).А. Г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.