(Moreau, 1741—1814), прозванный Младшим, — талантливый франц. рисовальщик, гравер и живописец. 17-ти лет от роду был приглашена вместе со своим наставником, Л.-Ж. Лелорренем, в СПб. преподавать рисование в новоучрежденной Академии художеств, но пробыл здесь всего два года; по возвращении своем на родину учился у Ж.-Ф. Леба, причем сделал особенно быстрые успехи в гравировании крепкою водкою и сухою иглою. Легкость, с какою давалась ему композиция, ловкость и вкус в рисунке и редкое трудолюбие выдвинули его в передовой ряд художников одной с ним специальности. В 1770 г. он был назначен рисовальщиком королевских menus plaisirs и вскоре за тем избран в члены Парижской акд. Но с путешествия в Италию, совершенного им в 1785 г., начался в его творчестве поворот к худшему: перед тем самостоятельный, живой, игривый, хотя и несколько манерный в духе эпохи Людовика XVI, он заразился стремлением к несвойственной ему грандиозности и античной стильности. Великая франц. революция окончательно изменила его направление; относясь к ней сочувственно, он посвятил ей свое искусство и вместо придворных торжеств и развлечений стал изображать революционные празднества и сборища, прикрашивая их ходульным эмфазом. Мало-помалу он утратил свою оригинальность и очутился в толпе художников, следовавших за триумфальною колесницею Л. Давида. Это не помешало ему получить в 1797 г. место профессора в Парижском центральном учил. изящных искусств, а по реставрации Бурбонов — титул королевского рисовальщика. Всех гравюр, исполненных им самим или другими по его рисункам, насчитывается до 3000. Сверх собственных композиций, он гравировал с картин Буше, Ж. Верне, Тенирса и Рембрандта а также с портретов работы С. Бурдона, Ш. Ванлоо, В. Денона и др. Но большая часть его произведений — книжные иллюстрации. Из них за цветущую пору его деятельности следует указать на картинки к "Превращениям" Овидия (исполненные в сотрудничестве с Буше, Эйзеном и Гравело), к "Неистовому Роланду" Ариосто, к "Песням" ничтожного поэта Делаборда, к сочинениям Ж.-Ж. Руссо и Вольтера, в особенности же на рисунки второй и третьей тетрадей альбома "Monument du costume", представляющего собою едва ли не самое интересное иллюстрированное издание прошедшего века и потому доныне высоко ценимое любителями искусства (рисунки первой тетради принадлежат С. Фрейденбергеру). В числе композиций М., появившихся в свет отдельными эстампами, наиболее замечательны "Придворный маскарад" и "Присяга Людовика XVI при коронации".А. С—в.
Значение МОРО ЖАН-МИШЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МОРО ЖАН-МИШЕЛЬ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012