Значение слова МАДЗИНИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МАДЗИНИ

Мадзини (Джузеппе Mazzini) - знаменитый итальянский революционер,род. в 1805 г. По окончании курса в генуэзском унив., занимался в Генуе,потом в Ливорно литературной работой. Еще дома воспитавшийся вдемократических идеях, М. сделался членом тайного общества карбонариев,где скоро был посвящен в степень магистра, а потом и "великогоизбранника". В 1830 г. он был предан, арестован и высидел 6 месяцев вкрепости в Савоне. В уединении тюрьмы, обдумывая свое личное прошлое иположение Италии, он решил, что "вместо попыток гальванизировать трупобщества карбонариев, следует выстроить революционное здание насовершенно новом фундаменте". По отбытии заключения, М. был выслан заграницу. С тех пор началась его скитальческая жизнь, то во Франции, то вШвейцарии, то (и всего более) в Англии, где он был свободен отпреследований итальянских правительств. Перебиваясь литературнойработой, он все время страшно нуждался, но не падал духом, учреждалтайные и явные общества, собирал деньги, снаряжал экспедиции с цельюосвобождения Италии от ига австрийцев и Бурбонов и объединения ее в однобольшое государство. Главным стимулом его деятельности была глубокаярелигиозная идея, хотя он не был католиком, как Джоберти, СильвиоПеллико и многие другие из тогдашних итальянских демократов. "Я не верюни в одну из существующих религий - говорил М., - но вместе с тем яубежден, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, каквечная, что бесконечный прогресс есть закон жизни... В моей деятельностия всегда руководился и буду руководиться религиозной идеей;правительство же наше основано на обожании материальных интересов... Унас есть только форма и подобие религии - папство. Противоположенпапству, но одинаково является источником испорченности - материализм".Самое великое, самое святое, что Божество дало человечеству - это, помнению М., стремление к свободе; бороться за нее - значит осуществлять вжизни волю Божества и следовать нравственному закону. Исходя из этойидеи, М. был безусловным., республиканцем; однако, именно в качествереспубликанца он соглашался на монархию, если бы оказалось, что народжелает такой формы правления, лишь бы только монархия быладемократической и оставляла республиканцам свободу бороться заосуществление их идеала. В основу для разграничения государств междусобою должен быть, по учению М., положен принцип национальности,которому М., подобно всем итальянским демократам, придавал громадноезначение. Между национальными государствами должна существоватьфедеративная связь. Европейские соединенные штаты - таков был отдаленныйполитический идеал, о котором мечтал М.; но к федерации итальянскихгосударств, идея которой господствовала в 1830 и 1840 гг. средиитальянских либералов, он относился безусловно враждебно. В областиэкономической М. был противником социализма, казавшимся ему опасным дляличной свободы и слишком сухим, материалистическим. С такими идеями М.вступил в общественную жизнь, за них он боролся и страдал всю жизнь, и сними умер. При вступлении на престол Карла Альберта (1831) М. написалему открытое письмо, в котором указывал королю на два пути - путьреакционного террора и путь либеральных уступок. "Народ - писал М. - недовольствуется более мелкими уступками; он требует человеческих прав,законности и свободы, независимости и единства; он выпил чашу рабства додна и поклялся никогда более не наполнять ее". Официозный органпиемонтского правительства, "Voce della Verita", ответил на письмо, откоторого сам М. не ожидал практических результатов, что "на короля непроизводят впечатлетния безрассудные и вздорные сочинения, ибо сильныегосудари не боятся бумаги". Письмо М. впервые ясно и определенновыставило программу объединения Италии Савойской династией, котораявпоследствии была принята и ею самою, и итальянскими демократами, 16-тьлет спустя, точно также в душе не веря в успех, М. написал письмо папеПию IX, в котором убеждал его поднять знамя свободы и объединенияИталии. В 1831 г. М. основал общество "Молодой Италии", в котороевступили, кроме более энергичных элементов из среды карбонариев, многоновых сил, в том числе Гарибальди. Общество это сыграло крупную роль вистории объединительного движения Италии, выработав определеннуюполитическую программу и план действий и объединив все революционныесилы полуострова. Итальянские правительства пытались остановить движениепроцессами и суровыми приговорами; сам М., как глава заговора, былзаочно приговорен в Пиемонте к смертной казни (1833). Приговор этоттяготел над М. даже после объединения Италии, до 1866 г. В 1833 г. М.был главным организатором вторжения в Пиемонт, совершенного из Швейцариипод начальством Раморино; сам М. принял личное участие в походе.Экспедиция не удалась вследствие медлительности и неспособностиРаморино; многие участники ее попали в плен и были расстреляны илиповешены; М. успел бежать за границу. В 1834 г. М. основал журнал "Lajeune Suisse" в Золотурне, но золотурнские власти арестовали, а потомвыслали большинство сотрудников журнала, в том числе и М. В 1844 г. онподдерживал экспедицию братьев Бандиера. В 1848 г., когда в Италииповсеместно началась революция, М. немедленно поспешил на родину иосновал в Милане газету "l'Italia del popolo" и общество Associazionenationale, имевшие целью борьбу за присоединение Ломбардии к Пиемонту.Пред падением Милана М. вступил в отряд Гарибальди; затем он прибыл вРим, где вместе с Саффи и Армеллини был избран членом триумвирата, душоюкоторого был он. Триумвират предложил Гарибальди взять на себя оборонуРима против французов, а сам занялся гражд. организацией молодойреспублики, причем обнаружил большую энергию и редкий административныйталант. Несмотря на военное положение республики, ею управляли безпомощи полицейских мер. Государственные земли раздавались нуждающимсякрестьянам, для бедняков устраивались даровые квартиры в помещенияхИезуитов; все взятые в плен отпускались на свободу. Когда римскоенациональное собрание сочло невозможным дальнейшую оборону и предложилотриумвирам вступить в переговоры с французским генералом Удино о сдачеРима, М., вместе с товарищами, сложил с себя полномочия и уехал вЛондон. В 1853 г. он организовал неудачное восстание в Милане, в 1857 г.- экспедицию Пизакане. Эти мелкие и постоянно неудачные экспедицииказались бесполезными даже Гарибальди, который на Капрере выжидал болееблагоприятных обстоятельств; различие во взглядах на способ действийвызвало охлаждение между обоими деятелями. В 1859 г. Гарибальди принялучастие в борьбе против Австрии, а М. распространял статьи и брошюрыпротив пиемонтского правительства. После заключения мира М. обратился сновым письмом к Виктору-Эммануилу, убеждая его открыто выступить наборьбу за освобождение Италии. Когда это письмо осталось безпоследствий, М. обратился к Гарибальди с проектом возмущения всей южнойИталии и организации экспедиции на Рим; но Гарибальди назвал план"Мадзинианской мечтой" и отказался. Тогда М. один начал собирать деньгии волонтеров для экспедиции в Сицилию, во главе которой должны былистать Розалино Пило и Квадрио. Не вытерпел, наконец, и Гарибальди, и,отчасти под влиянием убеждений Криспи, стал во главе экспедиции. М.лично не принял в ней участия; но когда Гарибальди взял Неаполь, то М.поспешил туда, чтобы убедить Гарибальди двинуться на Рим. Когда этотплан рушился, М. уехал в Лондон, откуда поддерживал сбором денег ивербовкой волонтеров экспедиции Гарибальди на Рим в 1862 и 1867 гг.Меры, принятые против Гарибальди в 1867 г., привели М. к убеждению, чтосоюз с Виктором-Эммануилом для демократии невозможен; он начал в печатиусиленную агитацию против итальянского правительства и за республику ине пожелал воспользоваться амнистией 1866 г., несмотря на то, чтомногократно был выбираем в итальянский парламент. В 1870 г. в Сицилияначалось республиканское движение. Сам М. не, верил в его успех, ноотправился на остров. Схваченный в открытом море, на пути в Сицилию, онбыл отвезен в Гаэту, но через 2 месяца освобожден под условием, покинутьИталию. М. поселился в Лугано (в Швейцарии), где основал газету "La Romadel Popolo". В 1872 г. он вернулся в Италию, но простудился, переезжаячерез Альпы, и умер в Пизе, в доме одного из своих друзей. На похороныего в Генуе стеклось свыше 50 тыс. человек, и похоронная процессияявилась демонстрацией против правительства. Через 10 лет в Генуе в честьМ. воздвигнут великолепный памятник; на высокой колоний из белогомрамора стоит его статуя; на ступенях пьедестала сидит плачущая Италия,а возле нее юноша держит знамя с девизом: "Dio е popolo". В 1890 г.палата, по предложению Криспи, вотировала кредит на открытие памятникаМ. в Риме. Сочинения М. изданы в Милане и Риме, в 1861 - 1886 г., подзагл.: "Scritti editi ed inediti"; извлечение по-немецки издано(Гамбург, 1, 868) и по-английски, с биографиею (Лонд., 1864 - 1868); см.еще "Corrispondenza inedita" (Мил., 1875), "Lettere inedite" (Рим 1885)."Duecento lettere inedite"(Typин, 1888). Ср. Л. Толстой, "Сочинения" т.XlV" ("Письмо М. о беcсмертии"); "Италия и М." ("Вестник Европы", 1868,1, 2, 5, 7); А. М., "Гарибальди и M." ("Русская Мысль", 1882, 12);Герцен, "Былое и Думы"; его же, "Посмертные статьи"; И. Шерр, "Комедиявсемирной истории" (СПб., 1871); Cironi, "Die nationale Presse inItalien und die Kunst der Rebellen" (перев. с итал., Лпц., 1863);Garibaldi, "Memorie autobiografiche", (Флор., 1888); Nardi, "G. M., lavita, gli scritti e ie sue dottrine" (Мил., 1872); E. A. V., "Joseph M."(Л., без года); Simoni, "Histoire des conspirations mazziniennes" (П.,1870); Mario, "M., nella sua vita, e nel suo apostolato" (Мил., 1891);Boullier, "Un roi et un conspirateur, Victor-Emmanuel et M." (Пар.,1885); Saffi, "II pensiero politico e sociale di G. M." (Рим, 1887);Gr.Schack, "Joseph M. und die italienische Einheit" (Штуттг., 1891);Canestrelli, "Bibliografia degli scritti di G. M." (Рим, 1893).Двоюродный брат М., Андреа М., тоже эмигрант, живший в Париже, написал"De l'ltalle dans ses rapports avec la liberte et la civilisationmoderne" (П., 1847). Б. Водовозов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.