международные собрания представителей государств. Явившись на смену церковно-политических соборов средних веков, К. и конференции продолжают служить выражением существующей между народами солидарности. С течением времени изменяется и их характер. Прежде они созывались после войн, для окончательного укрепления в юридическом акте ("мирный трактат") достигнутых победой результатов; теперь К. и конференции предупреждают войну, заранее решая спорные вопросы политики, могущие вызвать международные столкновения. Кроме того, в XIX в. возникает целый ряд К. и конференций, совершенно неизвестных прежним векам: на них обсуждаются вопросы и принимаются меры административно-законодательного характера (регулируются почтовые, телеграфные и железнодорожные сношения, нормируется труд, создаются общеобязательные нормы относительно войны морской, сухопутной и пр.). Тяжелые воспоминания, связанные у народов Европы с "эпохой К.", когда под руководством священного союза принимались меры к подавлению их свободы, заставляют в последующее время избегать названия К. С 1822 г. в Европе было лишь два К. - парижский (1856) и берлинский (1878). Остальные собрания, чрезвычайно многочисленные, назывались конференциями. Название К. усвоено затем частным собраниям (международного характера) по различным вопросам научным, техническим и общественным. Оно сохранилось за периодическими собраниями делегатов государств — членов всемирного почтового союза. Для обсуждения общеамериканских дел также созывались К.: в Панаме — в 1826 г., в Лиме — в 1847-48 гг. и др.; особенно известен панамериканский (см.) К. 1889-90 гг. в Вашингтоне. Никакого юридического различия между К. и конференцией нет. Фактически европейские К. XIX в. отличаются от конференций большей торжественностью обстановки, участием всех великих держав и сложностью подлежащих обсуждению вопросов. Конференции всегда имеют в виду решение одного определенного вопроса (ср. Конвенции и Трактаты).К. и конференции созываются по мере надобности; периодичность установлена лишь для некоторых собраний административно-законодательного характера (например почтовых). Инициатива созыва принадлежит непосредственно заинтересованным державам, посредничающей или любой третьей. В К. и конференции может участвовать лишь государство, получившее приглашение. Эти собрания далеко не имеют еще характера универсальности, хотя ход их развития ведет к тому. Пока установлено (на аахенском К. 1818 г.) только одно ограничение: необходимо участие той державы, о делах которой идет речь. От этого правила в XIX в. допущены три исключения (относительно Греции в 1869 г., Турции — в 1876-77 гг. и Румынии — в 1883 г.). Приглашенные державы должны изъявить свое согласие. Оно дается ими после рассмотрения программы занятий предполагаемого собрания. Ввиду взаимного недоверия, программы, составленные слишком обще, не принимаются. Этим отчасти объясняются редкие созывы "К." и специально неудача Наполеона III, желавшего в 1863 г. созвать европейские державы на К. для решения текущих дел. Государства, принявшие приглашение, отправляют своих представителей, которых снабжают не кредитивами, а полномочиями (pleins pouvoirs). Порядок совещаний, очень сложный в прежнее время, в XIX в. упростился. После выбора председателя, обмена и поверки полномочий, начинается обсуждение. Переговоры прежде нередко велись письменно, что затягивало К. на целые годы; теперь обсуждение происходит устно, и даже важнейшие К. и конференции заканчиваются в несколько месяцев. О каждом заседании составляется особый протокол (см.). Результаты совещаний излагаются в проекте постановлений К. или конференции. Проект подлежит голосованию. Каждое государство имеет лишь один голос. Решения принимаются единогласно; мнение большинства не обязывает меньшинство. Постановление, не получившее за себя всех голосов, устраняется из проекта. Если не устанавливается единогласия относительно существенных пунктов, К. или конференция расходятся, не достигнув цели (К. в Камбрэ, Суассоне, Бреде, Фокшанах, Букареште, Лилле, Раштате, Шатильоне); в противном случае проект или "заключительный акт" подписывается в известном порядке уполномоченными (многочисленные пререкания прежнего времени относительно порядка подписи устранены введением в 1815 г. жребия, а затем алфавитной последовательности имен участвующих государств). Подписанный акт становится международным договором, если получит ратификацию (см.). Исполнение решений К. и конференции зависит от самих государств, участвовавших в них, так как международной исполнительной власти не существует. К. и конференции вызывают различное отношение к себе со стороны писателей. Одни судят о них по прошлому и безусловно порицают (Пингейро) или не придают им никакого значения (Ваттель); другие, напротив, относятся к ним весьма сочувственно, видя в них выражение международной солидарности, которая с течением времени призвана все резче проявляться в них (большинство современных писателей). Наконец, в различных теоретических проектах международной организации эти собрания рассматриваются как постоянные органы межгосударственного союза и исполняют в последнем самые разнообразные функции (см. Вечный мир). Редкие в прежнее время, К. и конференции стали теперь явлением обычным; деятельность их, постоянно расширяясь, в то же время дифференцируется; из случайных они стремятся стать периодическими, из территориально ограниченных — универсальными.Первый чисто дипломатический К. состоялся в 1508 г. в Камбрэ, куда съехались представители императора Максимилиана I, французского короля Людовика XII, испанского короля Фердинанда Католического и папы Юлия II, для заключения союза против Венеции (см. Камбрейская лига). Особое значение имел К. в Мюнстере и Оснабрюке (1644-48), на котором заключен был вестфальский мир (см.) и положено было начало современной форме и организации К. В 1659 г. положен был конец войне между Испанией и Францией на пиренейском К. (см.). К эпохе Людовика XIV относятся К. в Оливе (1660) для урегулирования северных отношений, в Бреде (1667) для заключения мира между Англией и Голландией, в Аахене (1668), в Кельне и Нимвегене (1674 и 1676-79), в Рисвике (1697), в Утрехте (1712-13), в Раштате и Бадене (1713-14), в Антверпене (1715). Затем известны К. в Пассаровице (1718) и в Стокгольме и Ништаде (1718-21); К. в Аахене (1748) положил конец 8-летней войне за австрийское наследство, К. в Губертусбурге (1763) — семилетней войне, К. в Тешене (1779) — войне за баварское наследство, К. в Париже (1782) провозгласил независимость Соединенных Штатов Северной Америки. Турецкие дела служили предметом обсуждения на К. в Рейхенбахе (1790). К эпохе революционных и наполеоновских войн относятся К. в Пильнице (1791), Раштате (1797-99), Амьене (1801-1802) и Эрфурте (1808); на последнем К. государи впервые присутствовали лично (конгресс монархов). Венским К. (см.) и К. в Париже (1815) открылась памятная в истории народов эпоха конгрессов 1814-22 гг. (К. в Аахене 1818 г., Карлсбаде 1819 г., Вене 1819-1820, Троппау 1820 г., Лайбахе 1821 г. и Вероне 1822 г.), о которой см. Пентархия. После этой эпохи только два международных собрания — 1856 г. в Париже и 1878 г. в Берлине — носили название К.Конференций было чрезвычайно много. Наибольшее значение в смысле политическом и юридическом имеют: многочисленные конференции по восточному вопросу (константинопольские, лондонские и парижские — см.); лондонские конференции относительно датских дел, Бельгии и Люксембурга; конференция африканская (в Берлине, в 1884-85 гг., из представителей 14 государств) относительно территорий бассейна реки Конго, судоходства по этой реке и Нигеру и условий для занятия новых земель в Африке (см. Оккупация); конференция противоневольническая — в Брюсселе 1889-90 гг. и ряд конференций для кодификации международного права военного (в Женеве и Брюсселе; см. Право войны) и частного (конференция в Гааге 1893-94 гг. — см. Международное частное право); наконец, берлинская рабочая конференция 1890 г. (см.). Кроме того, по различным вопросам администрации собираются конференции периодические (см. Международные унии). См. еще Научные К., Пенитенциарные К. Вообще за границей нередко употребляют термин К. и в тех случаях, когда у нас говорят о съездах.Ср. общие руководства по международному праву, в особенности Holtzendorff, "Handbuch d. V?lkerrechts" (т. III, § 175) и Calvo, "Le droit internat." (1888, т. III, §§ 1674-1681); Pradier-Fod?r?, "Cours de droit diplomatique" (П., 1881, т. II, гл. 14-15); Droysen, "Ein historischer Beitrag zu der Lehre von den Congressen" (1869); Za??ski, "Die v?lkerrechtliche Bedeutung der Congresse" (Дерпт, 1874).
Значение КОНГРЕССЫ И КОНФЕРЕНЦИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КОНГРЕССЫ И КОНФЕРЕНЦИИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012