Значение слова КОВЕНАНТЕРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КОВЕНАНТЕРЫ

(Covenanters) — в истории Шотландии так называется партия, к которой принадлежало большинство народа; она имела в виду в XVII веке обосновать и укрепить пресвитерианскую доктрину как единственную государственную религию, уничтожить церковную иерархию и изгнать папистов. Из всех союзов (ковенантов) наиболее важен в истории национальный союз К. 1638 г. и торжественная лига (Solemn League) и союз К. 1643 г. И тот, и другой исходили из предыдущих религиозных формулировок. В 1581 г. генеральное собрание в Шотландии приняло исповедание веры или национальный К., составленный Джоном Крегом (Craig), которым выражалось осуждение епископальной церкви. Этот К. был подписан Иаковом I и сделан обязательным для всех его подданных. Он был снова подписан в 1590 г. и 1596 г. В 1638 г. подпись была возобновлена и подписавшие его обязались клятвой поддерживать религию в том же виде, который существовал в 1580 г., и отбрасывать все нововведения с тех пор принятые. Эта клятва имела в виду исповедание веры 1581 г. и получила название национального К. Дополнения к нему были составлены Джонстоном из Ворристона и Александром Гендерсоном, и весь документ тогда же решено было приспособить к специальным требованиям времени. Он был принят и подписан в продолжительном собрании на кладбище Серой братии (Grey-iriars) в Эдинбурге, 28 февраля, и копии его были разосланы по всей стране для дополнительных подписей. Священные лига и К. были установлены в 1643 г., и составили союз между Шотландией, Англией и Ирландией для общей охраны реформационной религии в шотландской церкви, для реформирования церкви в Англии и Ирландии, "согласно слову Божию и примеру лучших реформированных церквей", и для искоренения папизма и иерархии. Этот заговор был скреплен клятвой и подписан многими из обеих наций, одобрен парламентом и вестминстерским собранием, и принят в генеральном собрании в Шотландии в 1645 г. Карл I не одобрил его, когда сдался в плен шотландской армии в 1646 г.; но в 1650 г. Карл II торжественной клятвой выразил свое одобрение как этому, так и национальному К. В августе того же года он подтвердил то же самое в Дунфермлине, а затем при короновании в Сконе, в 1651 г. В том же году К. был ратифицирован парламентом и потребована подпись от каждого члена его; но впоследствии Карл II отверг его. Обыкновенно оба К. печатаются вместе с вестминстерским исповеданием веры, хотя в настоящее время они и не причисляются уже к авторитетным символам пресвитерианской церкви.См. M. Crie, "Sketches of Scottish Church History"; Cunningham, "Church History of Scotland"; Grubb, "Ecclesiastical History of Scotland"; Burton, "History of Scotland" и др.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.