(Жюль Vall?s) — французский литератор, памфлетист и политический деятель. Родился в 1833 году в Пюи, в Оверни; отец его был школьный учитель, мать — крестьянка; детство и первая молодость В. были крайне печальны и оставили в нем неизгладимые следы озлобления и ненависти против общества и людей. Первое время в Париже В. жил, как большинство молодых людей, без средств, но с большим запасом честолюбия, страдая от голода и нищеты и прикрывая унизительные физические страдания фразами презрения к сытым, которые заставляли смотреть на него, как на гения завсегдатаев дешевых кафе Латинского квартала. Но жизнь богемы не оставила в нем светлых воспоминаний, как у Мюрже, певца дешевых удовольствий и восторгов богемы. Озлобленный, ожесточенный, В. с первых шагов своей литературной деятельности принялся разрушать розовую идиллию Мюрже, противопоставляя ей мрачную, безотрадную картину жизни людей, которые вступают в свет с идеалом свободы, не зная ничего, кроме греческого и латыни. "Soyons navrants" — сделалось девизом его журнальной деятельности. В. дебютировал в литературе в 1857 г. наделавшей много шума брошюркой "Argent", посвященной вопросу биржевых спекуляций. В предисловии он славословит деньги, как источник власти, и проповедует, с беспощадной иронией, отречение от науки, чтобы искать на бирже не только хлеб, но и десерт. С горечью человека, слишком долго и напрасно кричавшего: "Haut les coeurs", он повторяет без конца: "place au ventre".С 1859 г. В. сделался биржевым хроникером "Фигаро" и помещал там отдельные статьи, самые замечательные из которых "Dimanche d'un jeune homme pauvre" — впечатления голодного человека, ходящего по городу, где все празднуют отдых обильными обедами, и "R?fractaires", где он вводит в литературу новый тип обиженных судьбой людей, живущих вне общества (en marge de la societe), губящих свои таланты вследствие их любви к независимости. Эти отщепенцы, непризнанные поэты, ученые без дипломов, изобретатели и т. д. — общественная сила, по его мнению: "дайте мне 300 таких людей, нечто вроде знамени и поставьте нас против войска и митральез, — вы увидите, что я могу сделать". Эти слова знаменательны для будущего члена коммуны. Между 1860—70 гг. В. писал во многих газетах: "Figaro", "Ev?nement", "Revue Europ?enne", "Epoque" и др., переходя от благосостояния и даже богатства к прежней нищете и жизни богемы; издавал в 1867 году газету "La Rue", где проводил систематическое отрицание всех общественных основ. "Nous sommes la pour la d?moralisation", — говорил он. Газета была прекращена после 8 месяцев за статью против правительства (Cochons vendus). В 1871 г. В. начал издавать "Cri du peuple". Он принимал деятельное участие в коммуне, увлекаясь мечтой переделать общество. Был (24 часа) мэром двенадцатого парижского округа; после 18 марта был выбран членом коммуны. Но Валлес не принадлежал к определенной социалистической партии, имел независимые убеждения и среди членов коммуны принадлежал к меньшинству, проповедовавшему примирение с буржуазией: "que les mansardes s'unissent aux rez-de-chauss?e". После падения коммуны В. был приговорен к смерти за подстрекательство к пожарам; его обвинили на основании знаменитой фразы в "Cri du peuple": "Мы не впустим версальских войск; если г. Тьер — химик, он нас поймет". Но, как оказалось впоследствии, угроза эта была написана не Валлесом, а его товарищем по изданию. В. удалось убежать в Лондон, где он прожил до амнистии 1881 г. Он написал в изгнании первую часть, "Enfance", своего автобиографического романа "Jacques Vingtras" (русский перевод: "Бакалавр", 1883). Вернувшись в Париж, он издал II и III части "Jacques": "Vingtras le Bachelier" и "L'Insurg?", a также "La Rue ? Londres". В 1883 г. возобновил "Cri du Peuple". Последния его вещи, особенно "L'Insurg?", написаны в сотрудничестве с M-me S?verine-Gebhard. В. † в 1885 г. На могиле его вырезаны сказанные им когда-то слова: "Ce qu'ils appellent mon style est fait de ma conviction". В. не достиг той славы, которая была мечтой его юности; он не был первостепенным политическим деятелем; но он оставил громкое литературное имя, и его "Enfant", "Bachelier", "R?fractaires" принадлежат к замечательным произведениям французской литературы. Враги В. утверждали, что единственные факторы стиля В. — голод и оскорбленное тщеславие; но беспристрастное рассмотрение нескольких томов литературного наследия В. показывает, что, кроме злобы против буржуазии, В. был полон любви к униженным и оскорбленным и обладал крупным даром слова. Из множества статей, написанных о Валлесе, интересна маленькая брошюрка Ж. Ришпена (1872): "Etapes d'un R?fractaire"; как пример пристрастно-враждебной критики укажем на статью Брюнетьера в "Revue des deux Mondes" (март, 1885).З. Венгерова.
Значение слова ВАЛЛЕС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВАЛЛЕС
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012