Значение БЕЛЯЕВ, ИВАН ДИМИТРИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

БЕЛЯЕВ, ИВАН ДИМИТРИЕВИЧ

историк русского права; род. в 1810 г. в Москве; в 1829 г. поступил из московской семинарии в московский университет, где и окончил курс кандидатом прав в 1833 году. Прослужив 12 лет при московской конторе св. Синода и московском сенатском архиве, Беляев в 1845 году был командирован в московский сенатский архив, в архив старых дел и вотчинный департамент, для приискания указов и других узаконений, не вошедших в состав первого полного Собрания законов Российской Империи. Через три года ему поручают разбор и приведение в порядок 17000 древних грамот Коллегии экономии; в 1849 г. он получает назначение быть членом комиссии для печатания официальных и частных разрядных книг; в 1852 г. переводится в московский университет на кафедру истории русского законодательства, которую занимал до самой смерти. С 1846 г. состоял действительным членом московского Общества истории и древностей российских, где с 1848 г. три раза единогласно был избираем в секретари. Умер в 1873 г.Б. сосредоточивал свою научную деятельность исключительно на изучении древней Руси, во всех проявлениях ее жизни, обращая при этом преимущественное внимание на народ, на крестьян. Число всех написанных им книг и статей далеко превышает цифру 100. Они имеют и до сих пор важное научное значение. Будучи редактором "Временника" московского Общества истории и древностей, которого издал с 1848 по 1857 гг. 25 томов, и некоторое время "Чтений", Б. одними только своими "материалами" и "исследованиями" наполнял целые тома этих изданий. Между "материалами" его есть такие, которые издавались им впервые и даже не были до него известны, как, например, "Официальные разрядные книги 7123, 7124 и 7125 гг."; "Список с приказных дел Спасоприлуцкого монастыря бытности в Москве того монастырского стряпчего Матвея Жданова с 204 по 206 год", (прекрасно характеризующий тогдашнее судопроизводство); "Трибунал обывателям великого княжества Литовского на сонме Варшавском, даны року 1581 г."; "Письма князя В. В. Голицына и Андрея Ильича Безобразова", превосходно выясняющие семейный и хозяйственный быт русского дворянства в XVII столетии, и др. В высшей степени ценны также и такие "материалы", как "Книга Сеунчей 7123 г."; "Поместные Дела"; "Писцовые Новгородские книги 7008, 7090 и 7096 гг."; "Торговая книга начала XVII в."; "Расходная книга новгородского митрополита Никона" и др., впервые полностью изданные им же.Из крупных исследований, помещенных во "Временнике" и "Чтениях", обращают на себя внимание прежде всего исследования: "Русские летописи по Лаврентьевскому списку с 1111 по 1169 гг." ("Временник", т. II) и "О разных видах русской летописи" ("Временник", т. V), в которых Беляеву удалось разъяснить вопрос о существовании особого свода летописи, лежащего в основе и Лаврентьевской, и Ипатьевской летописей за время XII в.; затем: "О дружине и земщине в Московском государстве" ("Временник", I); "Служилые люди в Московском государстве" ("Временник", III); "Русская земля перед прибытием Рюрика в Новгород" ("Временник", VIII), где он доказывает, что новгородские славяне и кривичи были самыми старыми поселенцами русской земли и потому раньше других развили в себе общинную жизнь и самое крупное выражение этой жизни — вече. Далее, идут исследования: "О Несторовой летописи" ("Чтения", 1846—47 г., т. IV); "О русском войске в царствование Михаила Феодоровича и после него до преобразований Петра Великого" ("Чтения", 1858 г.); "О поземельном владении в Московском государстве" ("Временник", т. XI) и др.Из многочисленных произведений Б. последующего периода, в числе которых немало и рецензий на труды историков и юристов в области русского права, всего известнее: "Крестьяне на Руси" (М., 1860; 2-е изд., 1863) и "Рассказы из русской истории" (4 т.), как замечательнейшие и по широте задач, и по глубине изучения. Уже за 10 лет до появления "Крестьян на Руси", Иван Дмитриевич в своем исследовании "Русская земля перед прибытием Рюрика" много способствовал раскрытию устройства и внутренней жизни русской земельной общины; но тогда он еще не мог вполне отказаться от влияния теории родового быта и доказывал, что у одних из славян (новгородцев и кривичей) вполне выработалось общинное устройство, другие (северяне) оставались и при Рюрике в родовом быте, у третьих, наконец (древлян и отчасти полян), замечается и то, и другое, и общинное, и родовое устройство; таким образом, он, по выражению одного исследователя, в этом труде как бы строит мост для перехода от теории родового быта к теории общинного. Вполне цельным последователем теории общинного быта он является в сочинении "Крестьяне на Руси", в котором изложена вся историческая жизнь русской общины и которое считается классическим трудом по этому вопросу. Достоинства его были признаны в свое время и академией наук, увенчавшей названное сочинение двумя премиями: Демидова и Уварова, а московский университет удостоил автора его степени доктора гражданского права (магистерская диссертация Б.: "О наследстве без завещания по древнерусским законам до уложения царя Алексея Михайловича", Москва, 1859). В 1861 г. вышел первый том "Рассказов из русской истории", представляющий собой первый опыт изложения истории по славянофильской теории. Всех томов успело выйти до смерти И. Д. Б. только четыре: в первом рассказывается внутренняя и внешняя история русских княжеств до середины XIII столетия, а остальные три содержат историю Новгорода, Пскова и Полоцка; последняя должна была выйти в двух частях, но успела появиться только одна из них, охватывающая жизнь политическую и религиозную Полоцка до 1569 г.В связи с рассказами об исторической жизни Новгорода, Пскова и Полоцка находится и исследование Б.: "Очерк истории северо-западного края России", изд. в 1867 г., где излагается история страны до 1392 г. Резко славянофильский характер носят "Лекции по истории русского законодательства", изд. в 1879 г. Ряд мелких статей Б. рассеян в "Журнале Мин. Народного Просвещения", "Записках Историко-Географического общества", "Записках Одесского общества", "Москвитянине", "Русской Беседе", "Дне", "Зрителе", "Москве", "Русском Архиве" и т. д.Ср. "Воспоминания Е. В. Барсова" в "Чтениях Московского О. Истории и Древностей" за 1882 г., кн. 1-я.В. Р.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.