Значение УРИМ И ТУММИМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое УРИМ И ТУММИМ

(евр. "светы и совершенства", по переводу семидесяти "явление и истина" или "свет и правда"). ? "Сделай, ? сказано в книге Исход, ? наперсник судный искусною работою... и вставь в него оправленные камни в четыре ряда... Сих камней должно быть 12, по числу двенадцати имен сынов Израилевых,"... "на наперсник судный возложи У. и Туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда он будет входить во святилище пред лице Господне" (Исх. XXVIII, 15, 17, 21, 30; ср. Лев. VIII, 8). Отсюда видно, что У. и Туммим составляли особое украшение, отличное от наперсника, хотя к нему и принадлежавшее. В подробном описании наперсника и драгоценных камней на нем (Исх., XXIX, 8 ? 21) об У. и Туммиме вовсе не упомянуто. В кн. Чисел упоминается об обращении в важных случаях с вопросами к первосвященнику и о решении им вопросов посредством У. пред Господом, но о самом У. никаких подробностей не сообщается. Во Второзаконии У. и Туммим представляются как особенно великое преимущество первосвященника, которым он превознесен от Бога; но собственно о них ничего не говорится. В кн. Царств нередко говорится о вопрошении Господа, но относительно У. и Туммима видно только, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Его (1 Цар. XXVIII, 6). В последующее время, после Соломона, ясное представление об У. утрачивается. После вавилонского плена священника с У. и Туммимом вовсе не было, и потому некоторые дела оставлены были тогда нерешенными, доколе не восстанет священник с У. и Туммимом (1 Ездр. П, 63; Неем. VII, 65; 2 Ездр. V, 40). Сирах, говоря об Аароне и его одеждах, У. и Туммим также соединяет нераздельно с наперсником, ничего более о нем не сообщая (Сир. XLV, 12); изображая подробно священное облачение первосвященника, он ничего не говорит об У. и Туммиме (Сир. гл. L). Предание еврейское также не дает точных сведений об У. и Туммиме. Флавий не отделяет У. и Туммим от драгоценных камней наперсника, присваивая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. По словам Флавия, камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю. Можно думать, что посредством У. и Туммима великий первосвященник вопрошал Бога лишь в важных случаях, касавшихся всего народа, а не при частных спорах и распрях (Суд. I, 1; XX, 18, 27 ? 28).

См. Г. Властов, "Священная летопись первых времен мира и человечества" (т. II); прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т IV, СПб., 1884).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.