Значение СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК

Ахматович , Одихмантьевич , Рахматович , Рахманов ? птица рахманная , представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря. С. залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец; он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 7 дубах, но есть у него и терем; у С. есть сыновья и дочь богатырша ? "перевозница". Илья привозит С. в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае С. является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о С. Будимировиче. Академик Ягич пытался объяснить происхождение С. из легенд о Соломоне, но, как доказал проф. Вс. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени С. от Соломона, при чем впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, Вс. Ф. Миллер сближает С. с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к С. в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов. Проф. Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в С. отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа С. до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.

См. Ягич, "Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik" ("Arch. f u r sl. Phil.", вып. I); Вс. Миллер, "Экскурсы" и "Очерки"; Халанский, "Южно-славянские сказания о Кралевиче Марке"; Буслаев, "Критич. зам. на книгу Ор. Миллера" ("Ж. M. H. Пр.", часть CLIX).

А. Б.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.