(della Robbia) ? семейство итальянских скульпторов: 1) Лука делла Р. (1399?1482), флорентиец, находился отчасти под влиянием Гиберти и Донателло и прославился, главным образом, как родоначальник действовавшей в течение более чем столетия школы скульпторов, занимавшихся производством рельефов из обожженной глины. До Луки делла Р. эта отрасль ваяния имела ремесленный характер, но пользовалась в Италии широким распространением, благодаря жизненности и глубоко национальному духу, какие безымянные художники умели сообщать своим небольшим рельефам. На них изображались преимущественно Мадонны, и они составляли любимую принадлежность почти каждого дома. Лука делла Р. оживил этот род скульптуры и применил его к украшению зданий. Изобретя особый род цветной глазури, которая придавала подобным рельефам большую прочность, он, вместе с тем, сообщил им натуралистический характер, далекий, однако, от крайностей. Произведения Л. делла Р. свидетельствуют о том, что он глубоко вникал в натуру и был наделен редкой теплотой чувства. Типы изображенных в них фигур благородны и привлекательны, их позы спокойны и величественны. Окраска этих рельефов не особенно богата и состоит лишь в нескольких колерах (белом, голубом, желтом, зеленом, фиолетовом), без постепенных нюансов; она не стремится подражать краскам природы, а имеет единственно декоративную цель. Исполненный в манере Л. делла Р. поливные скульптуры рассеяны по всей Тоскане и служат украшением фасадов многих церквей, ратуш и частных построек, равно как и церковных алтарей, люнетов над дверьми и окнами, саркофагов, купелей и т. п. Выступающие на них среди голубого фона фигуры, окрашенные в бледные цвета, вполне гармонируют с мрамором и бронзой. Самим Л. делла Р. были исполнены, между прочим, рельефы в ризнице Луккского собора, в капелле Пацци и в С.-Миниато, во Флоренции. Из мраморных изваяний этого мастера заслуживает внимания в особенности фриз с изображением детей, танцующих и играющих на музыкальных инструментах (1431); первоначально он украшал собой трибуну певцов и музыкантов (cantoria) во флорентийском соборе С.-Мария-дель-Фиоре, а теперь хранится в музее, устроенном при этом храме, и несколько напоминает собою рельеф работы Донателло, исполненный для той же трибуны.
2) Андреа делла Р. (1437?1528), племянник и сотрудник предыдущего, сделавшийся впоследствии главой основанной им школы. Первыми самостоятельными произведениями А. делла Р. были превосходные рельефы, украшающие собой воспитательный дом во Флоренции и изображающие спеленатых младенцев. Впоследствии этот художник подпал влиянию А. дель Вероккио и обратился к более сложным композициям, причем, для раскраски своих работ, стал употреблять большее чем прежде, количество цветов.
Род пластики, изобретенный Л. делла Р., с успехом возделывали также сыновья его племянника, Джованни (1469?1529?), Джироламо, Лука и Амброджо делла Р.
А. А. С?в.