Значение слова ПОСЕЙДОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ПОСЕЙДОН

? (????????; много вариантов ? ???????? и др.) ? в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует из корня ???, встречающегося в греческих словах ?????, ??????, ??? ' ????, в лат. poto и т. д. П. олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. ? владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру ? младший брат Зевса, по Гезиоду ? старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг (?????), на северном берегу Пелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского и ионического) ? Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторые предполагали г. Эги на берегу Евбеи, или Эолиды, против Митилены). Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами; морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие. Символы его могущества ? трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники; "???????" ? первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте на дельфинов или тунцов ? соответствует в его руках молнии в руках Зевса. Бык (черный) ? животное, посвященное П. ? олицетворяет собой ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. ? ???????, состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе), принесение в жертву быков; ?????? назывались в Ефесе мальчики, прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует собой спокойствие водной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейся на воде, и эпитеты бога ????????, ????????. В символе коня сказывается то же бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. Культ П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море ? т. е. во всей Элладе, с материком и островами. П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания П. был Коринф. перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как бог рек и коней, в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый ? героизированный П. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию, трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). По мере основания колоний культ П. распространялся все шире и сделался повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами ? напр., культ лелего-карийского П. Основная черта, отличающая П. в мифах ? это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладания землей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос), Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая и необузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис, Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года ? Посейдеон (перед зимним солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает море (П.- ????????), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель(????????), он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских о-вах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него о-в Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод ? рек, озер, источников и связанного с ними плодородия (П. ?????????, ??????????, ?????????); в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П. был покровителем рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт ? сыновья П. ? были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем; его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме Колоне П. почитался как усмиритель коней (П. ???????), наряду с Палладой; конные состязания происходили и на истмийских играх, учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П. изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller, "Griechische Mythologie" (1894, т. I, 566 ? 596), Welcker, "Griechische G o tterlehre" (т. I, 622 ? 643; т. II, 671 ? 680; Panofka, "Poseidon u. Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und Geltung des P." (Б., 1851); Eschweiler, "De nomine mythologico P." (Рост., 1869); Overbeck, "Griechische Kunstmythologie" (Лпц., т. II, 1875); Holba, "Ueber das Wesen Poseidons" (1886).

Н. О .

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.