(этнограф.) ? пользуется в народе уважением; к нему приурочено много суеверий и обрядов. П. в древности был связан с культом домашняго очага, считался местопребыванием духа-покровителя дома или домового. У греков П. при входе в дом был посвящен Гестии, у римлян ? Весте. Под П. погребали иногда покойников, в особенности детей; оттого в иных случаях, напр., при первом вступлении молодой в дом мужа, воспрещалось ступать на П. В Литве, при закладке новой избы, закапывают под ее П. крестик. Отец кладет на П. новорожденного ребенка. Подобный обычай у древних римлян связан был с юридическим признанием со стороны отца права ребенка на жизнь. Гостеприимство обусловливалось переходом через П. внутрь избы. И ныне через П. не здороваются, не прощаются, не беседуют, чтобы не было ссоры. Больных детей умывают от сглаза на пороге, чтобы с помощью обитающих здесь духов прогнать болезнь за двери. Ср. "Поэтич. воззрения славян на природу", Афанасьева (113 ? 115).
Н . С?в.