Значение ОВЕРБЕК, ИОГАНН ФРИДРИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ОВЕРБЕК, ИОГАНН ФРИДРИХ

(Overbeck) ? знаменитый немецкий живописец; род. в 1789 г. в Любеке; в 1806 г. поступил в венскую академию художеств, где, однако, пробыл всего лишь до 1810 г., будучи оттуда исключен якобы "за неспособность", в действительности же по причине явно выражавшегося у него пренебрежения к царившему в академии классическому направлению. Расставшись с академией, О. и несколько его единомышленников (Пфорр, Зуттер и Фогель) поселились в Риме; где к ним примкнули и другие немецкие художники, а именно: Готтингер, Шефер, В. Шадов, братья Фейты и друг. Совершенно исключительное направление, которого держался в искусстве этот кружок живописцев, послужило причиной того, что им было дано прозвище "Назареев" (см.). В Риме О. все более и более вдавался в церковно-романтическое мировоззрение и даже перешел, равно как и его товарищи, в католичество (1813 г.). Это направление сказалось уже в первых самостоятельных композициях О., из которых наиболее замечателен исполненный для церкви св. Марии в Любеке образ, изображающий "Вход во Иерусалим". В 1816 г. О., вместе с Корнелиусом, Ф. Фейтом и Шадовым, написал для Каза Цуккари на Монте-Пинччьо, в Риме, фрески, воспроизводящие ряд сцен из жизни Иосифа. Собственно О. из этих фресок принадлежат: большая картина "Братья продают Иосифа в Египет" и люнет "Семь голодных лет". Эти работы доставили О. известность, и он был, в 1820 г., приглашен маркизом Массими расписать стены и потолок одной из комнат в принадлежащей маркизу загородной вилле иллюстрациями Т. Тассо, а именно сценами из "Освобожденного Иерyсалима". К тому же 1820 г. относится большая масляная картина О., "Италия и Германия", находящаяся в настоящее время в мюнхенской пинакотеке. Со времени окончания работ в вилле Массими, О. посвятил себя почти исключительно церковной живописи и лишь изредка обращался к другим задачам. Из его религиозных произведений этой эпохи весьма интересна, между прочим, стенная живопись, изображающая "Чудо св. Франциска с розами", исполненная в 1829 г. по заказу для церкви S. Maria degli Angeli, в Ассизи. Из наиболее замечательных композиций О. эпохи до 1840 г., следует отметить: "Моисея у колодца" (в Англии, гравирована Грунером), "Взятие Илии на небо" (гравирована Кохом), исполненную совершенно в духе Рафаэля Мадонну (в новой пинакотеке в Мюнхене, гравирована Фельзингом), "Смерть Иосифа" (в базельском музее), "Венчание пресвятой Девы" (в кельнском соборе) и Piet à в церкви св. Марии, в Любеке. Наиболее же ярко выразились художественные тенденции О. в исполненной им в 1840 г. весьма сложной картине: "Триумф религии в искусствах" (во Франкфурте, гравирована Амслером). О. особенно высоко стоит как рисовальщик; в этой области он отличался гениальностью композиции и глубоким пониманием красоты, основанным на долгом и тщательном изучении творений Рафаэля. Из рисунков О. должны быть поставлены на первый план: евангелисты и апостолы (гравирована Батроччини и Келлером), сцены из Страстей Христовых, многочисленные композиции на библейские темы и 40 листов иллюстраций к Евангелию (в коллекции Ф. Лотцбека в замке Вейгерн, близ Мюнхена; гравированы Батроччини, Келлером и мн. др.). К последнему периоду художественной деятельности О. относится большое число эскизов-фресок для церквей Рима и Диаковара, а также знаменитые картоны, изображающие ряд сцен мистического характера на тему "Семь Таинств" (1861 г., собственность семейства Гофман, в Висбадене; повторение этих картонов в меньшем размере ? в национальной галерее в Берлине). О. умер в 1869 г. в Риме, где состоял членом академии св. Луки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.