? В обширном смысле это название придается расе, населяющей многочисленные о-ва от Никобарских и Суматры на З. до о-вов Пасхи на В. и от Сандвичевых (или Гавайских) на С. до Новой Зеландии на Ю., а также распространенной на южном конце Индокитайского полуо-ва (Малакке), на о-ве Формозе и на Мадагаскаре. Все эти племена по своему физическому типу отличаются от рас белой, монгольской, американской и черной; с другой стороны, все они связываются между собой языками, которые при всем своем разнообразии относятся к одному типу, отличному от типа языков остальной Азии, Австралии, Америки. Впрочем, тип и язык не вполне совпадают между собою в применении к этой расе. По отношению к языку к М. причисляют и меланезийцев, населяющих о-ва, ближайшие к Австралии, от Новой Гвинеи до Новой Каледонии и Фиджи, тогда как в физическом отношении меланезийцы имеют многие признаки темнокожей расы и приближаются скорее к австралийцам и к азиатским (филиппинским, андаманским и т. д.) негритосам. В западной области распространения малайских племен встречается вообще много следов темнокожей негрообразной расы, составлявшей, по-видимому, древнейшее население, которое было впоследствии отчасти истреблено, отчасти отодвинуто в глубь больших о-вов, отчасти, наконец, подверглось смешению с новыми пришельцами, говорившими по-малайски и вышедшими, как полагают, из Восточной Азии. Эти новые племена заняли обширный Малайский архипелаг, Филиппины, Формозу, участвовали, может быть, и в образовании населения Японии и распространились по всем островам Тихого океана, или так наз. Полинезии. Население Полинезийских островов отличается, однако, от М. в тесном смысле как в физическом отношении (большим ростом, большей волосатостью, чертами лица и т. д.), так и по языкам (см. Малайские языки) и культуре; последняя до прибытия европейцев находилась в стадии так наз. каменного века. Из этого следует заключить, что отделение полинезийцев от других М. последовало еще в ту эпоху, когда язык и культура малайской расы стояли на низшей ступени развития ? приблизительно, как думает Фр. Мюллер, за тысячу лет до нашей эры. Собственно М., или М. в тесном смысле, подверглись, по-видимому, смешению с племенами монгольской расы, а отчасти, может быть, с дравидами и индусами; некоторые, по крайней мере, их племена испытали на себе влияние индийской культуры, брахманизма, затем буддизма и, наконец, с XV в. ? арабов и ислама. Все это значительно обособило собственно М. от других подразделений той же расы, как в антропологическом, так и в лингвистическом и культуpном отношении. Главной областью распространения собственно М. следует считать о-ва Яву, Суматру, Борнео, Целебес, Малые Зондские, Филиппинские и Никобарские, затем полуо-в Малакку, бывший, как полагают, древнейшей родиной М., но снова колонизованный ими уже впоследствии; отсюда они вывели новые колонии на берега Малайского архипелага, Цейлона, Маледивских островов, даже Капской области. Особую ветвь составляют мадагассы, т. е. малайские насельники острова Мадагаскара, отчасти смешавшиеся с негроидным населением этого острова, сакалавами, но являющиеся господствующими там (племя гова). Распределенные по разным более или менее обособленным о-вам и заключая в себе ряд племен, стоящих на различных ступенях культурного развития, М. трудно поддаются общей характеристике. Вообще можно сказать, что племена М. отличаются средним, даже ниже среднего ростом, смуглым, грязно-желтоватым, иногда даже светло-коричневым цветом кожи, прямыми, гладкими черными волосами и слабой растительностью на лице и теле. Сложение не особенно сильное, иногда даже слабоватое; кисти и ступни небольшие; голова широкая и короткая (брахицефалы), лицо плосковатое, с невысоким лбом, довольно широкими скулами, небольшим, иногда широким и несколько приплюснутым носом, узковатыми глазами монгольского типа и нередко с несколько выступающими челюстями (прогнатное). Весьма распространен обычай искусственно чернить и подпиливать зубы или украшать их, вставляя кусочки металла и т. п.; встречается также местами искусственное деформирование головы. Характер М. вообще замкнутый, скрытный; это народ сравнительно тихий, молчаливый, наклонный к пассивному подчинению, обходительный, довольно добродушный, но способный иногда и к страстному возбуждению, кровавой мести, крайней жестокости. Смелость их доказывается, между прочим, их морскими похождениями; несмотря на несовершенства их судов, они ? искусные моряки, рыбаки, торговцы и пираты. Они искусны также в обделке дерева, металлов, кожи, в приготовлении холодного орудия, золотых украшений, тканей для собственного употребления и т. д. В качестве домашних животных М. пользовались с древних времен собаками, свиньями, курами, буйволами, а теперь разводят также рогатый скот, лошадей, коз. Земледелие распространено, местами даже стоит довольно высоко; разводят рис, саго, кукурузу, бананы, картофель, табак, сахарный тростник и т. д. Главная пища ? вареный рис, саго, рыба, разные плоды, реже ? мясо. Спиртные напитки мало распространены; возбуждающими средствами служат бетель, табак и опиум. Одежда у разных племен различна; менее культурные довольствуются поясами из коры и юбками из растительных волокон; более цивилизованные носят род узкой юбки (у женщин ? до ступней), короткие панталоны, куртки, шарфы, сандалии, платки (в роде чалмы) на голове. Волосы завязываются в пучок на затылке или спускаются свободно на спине. Оружием у некультурных племен служат лук, стрелы, местами духовая трубка с ядовитыми стрелами, нож, реже ? копье; у более культурных ? крис (см.), также ружье. Употребляются местами еще деревянные или плетеные щиты и плетеные, а иногда и металлические панцири и шлемы. Типичными жилищами являются постройки на сваях, местами в воде, близ берега, часто и на суше, по-видимому ? в целях большей безопасности от сырости, животных, врагов, иногда до высоты нескольких сажен над землей (см. Даяки). В более культурных областях этот способ постройки уже давно исчез; деревни обыкновенно расположены на возвышенностях, среди пальм, и нередко окружены высоким бамбуковым палисадником. Главным материалом для построек служит бамбук, реже доски или камень. Обстановка жилья скудная и состоит из циновок, разной утвари из бамбука, глиняной и металлической посуды и т. д. В отношении религиозного и общественного быта имеется много различий по племенам в связи с степенью культуры и испытанными влияниями. Яванцы, напр., исповедуют ислам, но сохраняют вместе с тем и разные пережитки, с одной стороны, индийского, с другой ? первобытного культа. У других племен господствует еще культ предков, почитание крокодила и других животных; распространено также верование в злых духов и разные формы колдовства или примитивного шаманства. Кое-где, напр. у баттаков, встречается еще людоедство, у других, особенно у даяков, ? охота за человеческими головами. Наступление половой зрелости соединяется обыкновенно с разными обрядами и деформациями (напр. татуировкой, подпиливанием зубов и т. д.). Брак характеризуется у большинства племен экзогамией и полигамией, у более культурных ? известным денежным обязательством (калымом). У некоторых племен сохранилось еще так назыв. материнство, т. е. дети принадлежат матери (ее племени или сословию) и наследство отца переходит к детям его сестры. Наследование власти местами также переходит не к сыну, а к сыну сестры (особенно ? старшей). Брачные празднества иногда требуют значительных затрат, еще более ? похоронные пиры, нередко разорительные для наследников. У большинства племен мертвых хоронят, у некоторых сжигают, а у иных хоронят временно, затем вынимают кости и с разными церемониями переносят в постоянную могилу. Общественное устройство характеризуется отсутствием каст и значительных различий между родами. У более культурных племен господствует деспотизм по индийскому или арабскому образцу (султаны или раджи) и существует различие между дворянством и народом, с довольно развитым этикетом в отношениях низших к высшим. Местами деспотизм правителей умеряется влиянием совета старшин, которые играют главную роль у племен менее культурных, где значение власти вообще более слабо. Главнейшие племена М.: а) на полуо-ве Малакке ? малайцы в самом тесном смысле этого слова; б) на о-ве Суматре: ачинцы (Atschinesen) на С.З. о-ва, до сих пор отстаивающие еще свою самостоятельность от голландцев, радшаны ? на восточном берегу, лампоны (Lampong) ? на Ю.В., баттаки, или батта ? на С. и внутри острова; в) на о-ве Борнео ? даяки; г) на Яве ? сунданезы на З. и яванцы в середине и на В.; д) на Целебесе и мелких Зондских о-вах ? манкассары, бугисы, альфуры; е) на Филиппинских о-вах ? тагалы, испытавшие испанское влияние и христиане, также бисайи, игороты (отчасти смешавшиеся с негритосами). К М. относятся также обитатели Никобарских о-вов.
Д. А.