(1778-1855) ? один из видных деятелей царствования Александра I. Окончив курс в Моск. унив., он поступил на службу сперва в гвардейский Преображенский полк, затем в министерство иностранных дел; побывал в Вене и Париже. Обладая недурными способностями, вкрадчивым характером и значительным честолюбием, он приобрел доверенность Сперанского и после его возвышения сделался ревностным исполнителем его планов. После падения Сперанского он был сослан в Вологду, где пробыл с 1812 по 1816 г. Успев какими-то путями снискать расположение Аракчеева и кн. А. Н. Голицына, он был назначен сперва вице-губернатором в Воронеж, затем гражданским губернатором в Симбирск, а в 1819 г. членом Главного правления училищ. В правительственных сферах господствовали тогда реакционные течения ? и бывший сотрудник Сперанского сделался крайним обскурантом и поборником "акта Священного Союза", на началах которого и построил свою деятельность в деле народного образования. В 1819 г. М. был послан в качестве ревизора в Казань с правами попечителя. В представленном им отчете он обвинял университет в растрате казенных денег и в безбожном направлении преподавания и предлагал торжественно разрушить самое здание университета. Такая мера не встретила, однако, сочувствия в Главном правлении училищ и не была одобрена государем; вместо уничтожения университета предположено было его преобразование, производство которого было поручено самому М., назначенному попечителем Казанского округа. Сущность преобразований М., по его же определению, заключалась в искоренении вольнодумства и основании преподавания всех наук на благочестии. Университет потерял даже тень самостоятельности и был всецело подчинен попечителю, старавшемуся сделать из высшего учебного заведения что-то похожее на монастырь. При самом назначении М. по его представлению были уволены 11 профессоров; затем последовали новые увольнения лиц, не подходивших в чем-либо к пропагандируемому М. направлению. Преподавание римского права в университете было заменено правом византийским, и в качестве источника последнего М. указывалась Кормчая книга. В 1823 г. была устроена особая "кафедра конституций", английской, французской и польской, "с обличительной целью". Профессора всех факультетов и кафедр, не исключая и медицинских, были обязаны проповедовать преимущество св. Писания над наукой. В том же 1823 г. М. выступил в главном правлении училищ с доносом против моск. проф. Давыдова, обвиняемого им в "следовании безбожному учению Шеллинга", и предлагал совершенно уничтожить преподавание философских наук в университетах. Самая жизнь студентов была подчинена в Казани строжайшим правилам монастырской дисциплины и наполнена упражнениями в благочестии. При таком порядке внутри университета водворились доносы и интриги, а местное общество начало брезгливо сторониться от него. Назначенная в 1826 г. ревизия ген.-м. Желтухина вскрыла перед правительством результаты системы М. в виде полного падения университета; обнаружилась и громадная растрата казенных денег. 6 мая 1826 г. М. был отставлен от должности попечителя; для покрытия растраты был наложен секвестр на его имения. Остаток жизни он провел вдали от госуд. дел. См. Феоктистов, "М. Л. Магницкий" (СПб., 1865); Попов, "Общ. любителей отеч. словесности и период. литературы в Казани 1805-3 4 гг." ("Русский вестник", 1859); Сухомлинова, "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению" (т. I, СПб., 1889). Подробное указание литературы у Иконникова, "Опыт русской историографии" (т. I, кн. 2, стр. 934-5).
В. М-н.
Литературная деятельность М. началась напечатанием "Печальной песни на кончину Имп. моск. унив. куратора П. И. Мелиссино" (М., 1795). В "Приятном и полезном препровождении времени" он поместил ряд стихотворений сентиментального содержания: "Дитяти", "Храм любви", "Песня моей Катенки: Тише, громкой соловей" и т. д. Несколько его стихотворений появилось и в "Аонидах" Карамзина. Своеобразное литературное дарование он проявил значительно позднее, в разных "мнениях", записках и донесениях, писанных крайне витиевато, но полных остроумной казуистики. В"Мнении об естественном праве" и "Доношении министру духовных дел и народного просв." ("Рус. архив", 1864, I) он доказывает, что естественное право ? изобретение новейшего неверия с Кантом и Стефенсом во главе и что взгляды Куницына нашли себе отклик в революциях Сардинии, Испании и Неаполя. "Сон в Грузине" ("Русский архив", 1863, I, писан в 1825 г.) ? сплошная лесть Аракчееву. Любопытны еще донос на Кеппена по поводу издания им "Библиогр. листов" ("Чтения в Моск. общ. ист. и древн.", 1864, II), "Две речи попечителя Казанского учебного округа" (Казань, 1827-28) и проникнутая пиетизмом "Инструкция для осмотра училищ Казанского округа" ("Рус. архив", 1867). После своего падения М. издал под псевдонимом К-ц-н-г-м "Историч. альманах" (М., 1832), а затем, поселясь в Ревеле, руководил ежемесячным журналом "Радуга", издателем которого был учитель ревельской гимназии Бюргер. Журнал этот, выходивший в 1832-33 г., был прототипом "Маяка", "Домашней беседы" и т. п. изданий. В "Радуге" преобладало глумление над западным просвещением и зап. философией в особенности, что не помешало тогдашнему министру народн. просв. кн. Ливену установить обязательную подписку на журнал в подведомственных ему учебных заведениях. Из числа статей, безусловно принадлежащих самому М., интересны: "Отломки от философского мозаика, степного отшельника, М. Простодумова, помещика с. Спасского, Саратовской губ.". Автор доказывает, что "одна религия есть предмет, предохраняющий науки от гниения". Философия, "холодно-богохульная в Англии, затейливо-ругательная во Франции, грубо-чувственная в Испании, теософо-иллюминатская в Германии", всегда только "облекала ереси в новые формы". "Голос над гробом Гегеля" оканчивается словами: "Да отпущено будет Гегелю в мире вечном земное мудрствование его, и да доступна будет философу жизнь, которой он не чаял! но да изгладятся со смертью его и следы философии его на земле"! В направленной против Карамзина статье "Судьба России" есть кое-что общее с позднейшим славянофильством. Полемизируя с историком, скорбевшим о периоде владычества татар как остановившем развитие России, М. говорит: "Философия о Христе не тоскует о том, что был татарский период, удаливший Россию от Европы, она радуется тому, ибо видит, что угнетатели ее, татары, были спасателями ее от Европы " (курсив подлинника). "Угнетение татар и удаление от Зап. Европы были, может быть, величайшим благодеянием для России, ибо сохранили в ней чистоту веры Христовой"... "Чтобы превзойти Европу Россия, вместо сближения с Европой, удалялась от нее"... Переходя к реформам Петра, М. заявляет, что "сближение с Европою нужно было совсем не для нее (России), как обыкновенно думают, а для самой Европы", которую Россия должна была обновить и очистить. По прекращении "Радуги", живя в Одессе, М., по свидетельству П. О. Морозова, сотрудничал в "Одесском вестнике" и "Одесском альманахе". После его смерти напечатан "Взгляд на мироздание" ("Москвитянин", 1843, XI). Отдельно вышло еще "Краткое руководство к деловой и государственной словесности для чиновников, поступающих на службу" (М., 1835). ? Сестры М., Александра и Настасья Леонтьевны, помещали переводы и стихотворения в "Приятном и полезном препровождении времени" и в "Аонидах". Ср. А. А. Чумиков, "М. Л. М." ("Рус. старина", 1875, XIV); Ф. Фортунатов, "Памятные записки вологжанина" ("Рус. архив", 1867, ¦ 12); П. Морозов, "Мое знакомство с М." (М., 1877).
В. К.